Север и рынок. 2013, N 5.
соответственно по сравнению с 2008 г. В 6 городских округах участие в инвестициях в основной капитал за счет средств организаций сократилось. Инвестиции за счет организаций муниципальной формы собственности несколько сократились, за исключением городов Охинский и Корсаков Сахалинской обл., где этот показатель увеличился в 185 и 40 раз соответственно. В среднем удельный вес инвестиций за счет средств муниципального бюджета составляет всего 5.6%, в то время как удельный вес инвестиций организаций, находящихся на территории муниципального образования, в среднем составляет почти 90%, на организации муниципальной формы собственности приходится около 7%. Разброс денежных сумм также весьма значительный, особенно в инвестициях организаций, находящихся на территории муниципалитета. Там, где находятся довольно успешные крупные предприятия, в том числе и градообразующие, суммы инвестиций увеличиваются в разы. Так, если взять, к примеру, Мурманскую область, то в Кировске и Мончегорске, на территориях которых расположены крупные градообразующие предприятия, объем инвестиций за счет организаций на несколько порядков выше, чем в Апатитах. Так, объем инвестиций организациями г.Кировска в 33 раза превышает Апатитский уровень, сумма инвестиций организаций в г.Мончегорске в 3 раза выше. Таким образом, в связи с тем, что финансовая обеспеченность и ограниченный бюджет муниципальных образований не позволяют в полной мере и в полном объеме осуществлять инвестиционную политику муниципального образования, для развития территории необходимо привлечение организаций и предприятий к инвестиционной деятельности. Эффективным механизмом привлечения средств является развитие частно-муниципального партнерства, предполагающего объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территории, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной зашиты и т.д.) [1, с.20-23]. Муниципально-частное партнерство является формой государственно-частного партнерства и на сегодняшний день выступает актуальным механизмом привлечения инвестиций для модернизации экономики и социальной сферы. В настоящее время основная позиция руководства страны во многом ориентирована на привлечение в инвестиции именно частного капитала. В зарубежной практике привлечение бизнеса в развитие муниципалитетов имеет очень широкий спектр и используется практически во всех социально значимых областях. В Российской Федерации наибольшее число подобного рода проектов реализуется в сфере ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуре [8, с. 10]. Применение механизмов муниципально-частного партнерства дает возможность для осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, а также позволяет снизить нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств. Подводя итог, можно констатировать, что муниципальная инвестиционная политика как часть социально-экономической политики муниципалитета, может оказывать значительное влияние на развитие территории, стимулирование экономического роста и совершенствование социальной сферы муниципального образования. Цели и задачи, а также направления инвестиционной политики на муниципальном уровне существенно зависят от типа муниципального образования, особенностей его развития, в связи с чем в каждом муниципальном образовании должна формироваться своя уникальная система управления муниципальными инвестициями на основе применения различных инструментов, определения целей и задач, объектов и субъектов регулирования инвестиционных процессов. На основе анализа бюджетной обеспеченности муниципальных образований можно сделать вывод, что недостаток собственных средств муниципальных образований не позволяет муниципалитетам достаточно эффективно распоряжаться денежными ресурсами, что делает их финансово зависимыми от вышестоящих органов власти. Анализ структуры доходов муниципальных образований показал, что большинство городских округов Севера остаются дотационными, а инвестиционная политика муниципальных органов власти напрямую зависит от инвестиционной политики региональных органов власти. Это связано с тем, что самостоятельная инвестиционная политика муниципальных образований возможна только в очень редких случаях и в высокодоходных образованиях. Большинство муниципалитетов вынуждено искать финансовую поддержку в вышестоящих бюджетах и тем самым учитывать приоритеты развития региональных и федеральных программ. При этом огромное влияние оказывает наличие на территории муниципалитета 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz