Север и рынок. 2013, N 5.

социально-экономического развития города Апатиты Мурманской области до 2015 года» должна была достигаться за счет диверсификации экономики и развития малого бизнеса, развития города как наукограда и развития гражданского общества. Однако основным инструментом достижения главной стратегической цели города было выбрано его развитие как наукограда*. По сути, получение этого статуса, как источника внешнего финансового притока стало самоцелью, а изменившиеся условия (ужесточение законодательных требований к наукоградам, сокращение штатов академических институтов, демографический провал и т.д.) влияющие на получение статуса, повлекли за собой пробуксовку всей стратегии [1, с.147]. Еще одним городом, начавшим применять методы стратегического управления в начале 2000-х гг., является г.Урай (Ханты-Мансийский АО) - монопрофильный город, где на долю топливно-энергетического комплекса приходится более 95% промышленного производства. Как показали предыдущие исследования [1, с.148], стратегия развития Урая не стала документом, серьезно учитываемым в деятельности органов местного самоуправления, и за период ее реализации город достиг только одного из основных стратегических направлений - развития нефтегазового комплекса, остальные задачи достигнуты не были.' В 2012 г. в Урае была принята новая «Стратегия социально-экономического развития города Урая до 2020 года». Последним в первой группе исследуемых муниципальных образований является г.Губкинский, (Ямало-Ненецкий АО), где в 2003 г. была принята «Стратегия социально­ экономического развития города Губкинский во взаимодействии со Стратегией социально­ экономического развития Ямало-Ненецкого АО и Энергетической стратегией России на период до 2020 года». За десятилетний период реализации стратегии в городе произошли значительные изменения, в первую очередь в жилищном строительстве - по объему вводимого жилья в расчете на одного жителя город занимает лидирующую позицию среди муниципальных образований ЯНАО. В 2009 году был разработан «Комплексный инновационный план модернизации моногорода Губкинский на 2010-2016 годы», в котором были определены стратегические цели и задачи, приоритетные направления развития города, система мероприятий и ожидаемые результаты. Положения инвестиционного плана легли в основу «Стратегии социально-экономического развития города Губкинский до 2020 года», работа над которой началась в 2012 г. В новом документе уже конкретизированы аспекты, касающиеся непосредственно местных особенностей и факторов развития. Во вторую группу вошли 14 муниципальных образований, разработавших стратегические документы в период 2007-2009 гг. Наиболее успешным, на наш взгляд, является опыт г.Магадана, принявшего в 2007 г. «Стратегический план города Магадана на период до 2020 года». В документе предусмотрено два сценария развития города - позитивный и инерционный. Местным властям за короткий период удалось добиться положительных результатов - уже к 2010 году по большинству социально­ экономических показателей в Магадане обеспечивалась реализация позитивного сценария: было достигнуто превышение контрольных значений позитивного сценария по уровню доходов населения, обороту розничной торговли и платных услуг, объему инвестиций в основной капитал. Следует также отметить, что в Магадане регулярно проводится мониторинг реализации стратегического плана, а соответствующая информация предоставляется на официальном сайте города. В целом, характеризуя опыт стратегического планирования в Магадане, можно оценить его положительно как в части содержания самого стратегического плана, так и в части его реализации. В третью группу вошли 25 северных муниципалитетов, где стратегические подходы к управлению развитием стали применятся совсем недавно - в период 2010-2012 гг. На этом этапе было разработано и утверждено наибольшее количество стратегических документов - 22, еще три муниципалитета впервые начали разработку своих стратегий социально-экономического развития в конце 2012 г. В связи с тем, что стратегические документы этой группы муниципалитетов приняты недавно, провести анализ достижения контрольных показателей реализации стратегий пока невозможно. Однако можно выделить особенности стратегий развития некоторых городов. Так, например, в Стратегическом плане развития Нягани, отличающемся высоким уровнем организации подготовки, проведен не только SWOT-анализ конкурентных возможностей внутренней среды, но и STEEPV-анализ внешних факторов развития города. В 2004-2005 гг. местными властями предпринимались две попытки разработки программы развития Апатитов как наукограда. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz