Север и рынок. 2013, N 5.
занимает ведущие позиции в мире по прогнозным запасам и объемам добычи важнейших видов полезных ископаемых. Рациональное использование ресурсов недр создает предпосылки для развития других отраслей производственной, а также непроизводственной сферы, способствует появлению значительных социально-экономических эффектов для всего общества. Большинство стран мира, обладающих высокоразвитым минерально-сырьевым сектором экономики, прошли длительный путь по созданию правил и процедур организации финансирования, механизмов привлечения инвестиций, образованию различных организационных форм предприятий, специализирующихся на освоении минерально-сырьевых ресурсов в рамках правового поля рыночной экономики. Россия на протяжении всего периода становления рыночной экономики в практике управления и использования минерально-сырьевого потенциала также сталкивалась и продолжает сталкиваться с целым рядом проблем различного, прежде всего, институционального характера. Экономические интересы являются частью не только национальных, но и региональных интересов. Основой социально-экономической безопасности любого региона являются ресурсы, среди которых наиболее значимыми являются минерально-сырьевые. Эффективное использование различных ресурсов позволяет регионам реализовывать разнообразные экономические интересы и иметь возможность экономической самостоятельности. В структуре природно-ресурсного потенциала Мурманской области минеральное сырье занимает ведущее место. Недра на территории области содержат многочисленные и разнообразные месторождения твердых полезных ископаемых и подземных вод. Минерально-сырьевая база горнодобывающих предприятий Мурманской области представлена крупнейшими (в том числе уникальными) эксплуатируемыми месторождениями апатит-нефелиновых, медно-никелевых, железных и редкометалльных руд, флогопита, вермикулита, мусковита, кварц-полевошпатового и камнесамоцветного сырья, а также магнезиальных огнеупоров (оливиниты), запасы которых учитываются государственными балансами. Для эксплуатации месторождений полезных ископаемых и их дальнейшей переработки в регионе создан мощный горнорудный комплекс, включающий ряд крупных горно-обогатительных предприятий, эксплуатирующих запасы минерального сырья, имеющего стратегическое значение, а также предприятия, занимающиеся отработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Роль государства в отношении к недрам двояка: оно обязано обеспечить выявление и оценку реально содержащихся в них ресурсов, сформировать на этой основе пригодную к практической эксплуатации минерально-сырьевой базы и организовать ее рационально освоение. Рамочные условия и правовая основа реализации функций государства в сфере хозяйственного управления недрами определяются соответствующим законодательством. Последовательность в становлении модели государственного устройства сферы недропользования обеспечивается институциональными условиями. Взаимодействие государства и недропользователей проявляется в разнообразных формах: лицензии, концессии, соглашения о разделе продукции (СРП), договора риска, сервисные соглашения. Лицензионная система предоставления прав на пользование недрами экономики в России занимает важное место среди форм регулирования добывающего сектора для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Государство распределяет лицензии на конкурсной и аукционной основе. Положительными сторонами аукционной системы являются немедленное поступление средств в государственный бюджет и поощрение роста экономической эффективности компаний недропользователей. К недостаткам системы относятся задержки ввода в разработку менее привлекательных объектов, а также относительно более слабый последующий государственный контроль. В эволюции государственной системы лицензирования пользования недрами в РФ можно выделить четыре этапа: 1. 1992-1995 гг. - начальный этап, на котором в соответствии с «Положением о порядке лицензирования пользования недрами» и действовавшей на тот момент редакцией Закона РФ «О недрах» практически вся минерально-сырьевая база, находившаяся в промышленном освоении, была без конкурсов и аукционов бесплатно передана действующим недропользователям. 2. 1996-2002 гг. - конкурсный этап, на котором участки недр передавались пользователям через конкурсы при невысоких разовых платежах. 3. 2003-2008 гг. - аукционный этап, характеризующийся предоставлением доступа к недрам преимущественно через аукционы. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz