Север и рынок. 2013, N 5.
организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)»* отмечается влияние высокой капиталоемкости инвестиционных проектов, а также необходимость создания дополнительных гарантий для инвестора и снижения капиталоемкости. В глобальной экономике «... чрезмерное наращивание темпов прироста капиталоемкости ВВП неминуемо ведет к резкому замедлению ее темпов прироста, а нередко и к сокращению данного показателя. Выделение пороговых значений капиталоемкости ВВП, вслед за которыми следует падение рынка, делает возможным получение сигнала о приближении кризисной ситуации на фондовом рынке» [8]. Поэтому в крупных компаниях целесообразно проанализировать капиталоемкость не только товарной (валовой, реализуемой) продукции, но также и добавленной стоимости, которая во многом является аналогом ВВП. Следует отметить, что только в ОАО «НК «Роснефть» организован учет, позволяющий определить капиталоемкость добавленной стоимости. Капиталоемкость 1 рубля добавленной стоимости (ВВП), производимого ОАО «Роснефть», с 2007 г. увеличилась в 2 раза, то есть инвестиционная цена роста ОАО «НК «Роснефть» увеличилась в 2 раза. Пока цена на нефть росла - эта негативная динамика была скрыта. Реализация ОАО «НК «Роснефть» Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 165 «О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы» позволила компании увеличить источники финансирования капитальных вложений. Однако это не должно приводить к увеличению доли амортизации в добавленной стоимости. Структура себестоимости показывает, что в отдельных компаниях увеличивается доля амортизационных отчислений в структуре себестоимости продукции (работ, услуг). Так, в себестоимости услуг ОАО «ФСК ЕЭС» удельный вес затрат на амортизацию увеличился с 34.6 (2008 г.) до 35.2% (2009 г.). В себестоимости продукции ОАО «Газпром» доля амортизационных отчислений увеличилась с 20.1 (6 месяцев 2009 г.) до 28.7% (6 месяцев 2009 г.) [9]. Представляется, что рост капиталоемкости продукции характерен также и для других компаний и экономики Российской Федерации в целом. Повышение инвестиционной цены роста приводит к снижению доходов федерального бюджета, росту банковских ставок, снижению интереса банков к кредитованию инвестиционных проектов, снижению инвестиционной привлекательности компаний и снижению стоимости их акций и, в некоторой мере, к росту инфляции. Также следует обратить внимание на сравнение запланированных и достигнутых значений результатов инвестиционной деятельности. Из числа экономических показателей, рекомендованных Госкомстатом (срок окупаемости; бюджетный эффект; чистый доход; капиталоемкость продукции; норма прибыли), никогда не рассматривается капиталоемкость. Другие показатели учитываются при рассмотрении инвестиционных проектов, однако их значения в качестве заданий (ориентиров, индикаторов) в каких-либо материалах не устанавливаются (ОАО «Газпром», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Совкомфлот», ОАО «Связьинвест») [9]. Так, в ОАО «ФСК ЕЭС» при формировании инвестиционных программ в анализируемом периоде технико-экономическое обоснование (ТЭО) включения в них инвестиционных проектов не осуществлялось. Более того, необходимость разработки ТЭО для включения объектов в инвестиционные программы не предусмотрено действующими нормативными документами, в связи с чем оценить экономическую целесообразность строительства объекта на стадии включения его в инвестпрограмму не представляется возможным. В ОАО «РЖД» учитывается только срок окупаемости. В отдельных компаниях эти показатели рассматриваются, устанавливаются их значения (Госкорпорация «Росатом», ОАО «НК «Роснефть») однако контроль их достижения осуществляется недостаточно. Не принимаются во внимание показатели, характеризующие состояние и использование основных средств (износ; коэффициенты выбытия и обновления; загрузка мощностей; фондоотдача; фондовооруженность; рост производительности труда; снижение затрат и себестоимости). * Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652 «Об утверждении федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)». 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz