Север и рынок. 2013, N 5.

Постановлением Правительства РФ № 148 от 4 марта 2011 г. был дополнен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации разделом «Охрана окружающей среды», содержащим 48 показателей. В августе 2012 года новый Указ Президента РФ № 1199 отменил прежний Указ Президента и ввел новый перечень показателей для оценки эффективности органов исполнительной власти, сокращенный до 10 показателей [8]. Среди этих обязательных показателей для ежегодного отчета лично президенту страны нет ни одного показателя по ООС, хотя регионам предоставлено право по своему усмотрению дополнить этот перечень показателей. Не вызывает сомнения, что исполнительные органы власти субъектов Федерации не будут включать показатели качества окружающей среды и природоохранной деятельности в перечень показателей для оценки эффективности собственной деятельности, так как они сегодня не имеют рычагов влияния на экологическую деятельность хозяйствующих субъектов федерального подчинения. Для подобной позиции региональные власти имеют теоретическое обоснование, вернее, отсутствие теоретической ясности по проблеме определения цели государственного управления ООС в субъекте Федерации. Согласно ст. 42 Конституции РФ, целью государственного управления ООС является обеспечение благоприятной окружающей среды для каждого человека, проживающего на территории страны и региона. Определение «благоприятная окружающая среда», содержащееся в ФЗ «Об охране окружающей среды»: «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» - могут понять только профессиональные экологи [5]. Поэтому потребовалось ввести в управленческую практику еще одну целевую установку для государственного управления ООС - понятие «экологическая безопасность», то есть «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности». Однако по поводу содержания этого понятия также до сих пор нет теоретической ясности. В частности, остается научной проблемой оценка состояния защищенности природной среды а, следовательно, и оценка прогресса или регресса экологической безопасности в том или ином регионе. В связи с этим можно сделать вывод о том, что управление ООС в субъектах Федерации не отвечает понятию экологической эффективности, то есть не ориентировано на достижение цели по обеспечению «устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Образно современное управление ООС в субъекте Федерации можно назвать «бесцельным» и «безответственным». Можно утверждать, что постоянно сужающийся объем полномочий региональных органов исполнительной власти в области ООС не вызывает с их стороны явления регионального сепаратизма. Проявления его имеют место в северных субъектах Федерации в стремлении получить более широкие налоговые полномочия региональной власти и собственные налоговые источники, налоговая база и ставки по которым устанавливаются субъектом самостоятельно, прежде всего, в сфере природопользования при сохранении региона в составе государства. Известные недостатки российского федерализма: недостаточность доходной базы и доходной автономии регионов и муниципалитетов, вмешательство федеральных властей в сферу полномочий регионов, чрезмерная регламентация и контроль деятельности со стороны федерального центра, избыточный объем отчетности, неравноправие субъектов с точки зрения предметов ведения и полномочий и ряд других являются факторами, вызывающими нерациональное использование природно-ресурсного потенциала северных субъектов Федерации, сохранение в них напряженной экологической ситуации и затрудняющие экологически ориентированный рост экономики и решение взаимосвязанных проблем повышения качества и уровня жизни северян. Таким образом, можно сделать вывод о том, что децентрализация полномочий и предметов ведения на разных уровнях власти остается острой проблемой управления природопользованием в северных субъектах федерации. Настало время переломить тенденцию и приложить усилия к решению этой проблемы в рамках государственной программы реализации новой экологической политики. По нашему мнению, повышение экологической эффективности управления ООС в северных субъектах Федерации может выступать одним из важных аргументов ускорения решения проблем децентрализации полномочий на разных уровнях власти и бюджетного федерализма. Для этого также требуется, чтобы региональные органы управления ООС в субъектах Федерации осознали и признали низкую эффективность своей деятельности в аспекте конечной стратегической цели, а, следовательно, и расходования бюджетных средств, то есть не удовлетворялись и не самоуспокаивались выполнением надзорно-контрольных функций, за которыми, как за теми деревьями, не получается видеть леса. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz