Север и рынок. 2013, N 5.
Байкальской природной территории» на 2012-2020 гг., ФЦП «Мировой океан», ФЦП«Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах». В настоящее время разрабатывается еще один из масштабных проектов за счет государственного финансирования - ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 гг. Все эти программы могут включать мероприятия, инициируемые субъектами Федерации. Однако федеральным регулятором установлены такие требования для включения в федеральную программу этих мероприятий, что они часто невыполнимы для него (например, совместное финансирование или наличие материально технической базы, необходимой для их реализации). В связи с этим территориальное государственное управление ООС остается слабо взаимосвязанным с федеральным управлением в части реализации крупных природоохранных проектов, то есть федеральный регулятор самостоятельно, без учета мнения субъекта Федерации решает, какие проблемы природопользования и экологической безопасности являются первоочередными и важнейшими в том или ином регионе. Разделение государственного управления ООС по вертикали соответствует заложенному в Конституции РФ принципу государственного управления. Однако проблема повышения эффективности разделения государственного управления ООС между федеральным центром и субъектами Федерации не была решена в СССР и продолжает оставаться актуальной в настоящее время. Как известно, СССР не отстал от промышленно развитых стран мира, и в стране был создан хозяйственный механизм управления ООС, но его внедрение в систему государственного управления экономическим и социальным развитием происходило медленно. Только после реформы государственного планирования, которая была осуществлена в 1979 г., в методических указаниях к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР появился раздел «планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов» [1]. Вскоре по аналогу общенационального плана появляются методические указания для составления территориальных планов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Вершиной совершенствования территориального планирования и управления ООС в регионах при плановой системе хозяйства явилась разработка территориальных комплексных планов охраны природы (ТерКСОП), в которых были увязаны между собой мероприятия по охране природы, развитию производительных сил и систем расселения на территории региона. Такой план был составлен в 1982 г. и в Мурманской области, однако, как и большинство аналогичных документов, он не был реализован полностью. Территориальное планирование в СССР постоянно подвергалось критике, прежде всего, за то, что оно не обеспечивало оптимального сочетания отраслевого и территориального планирования, а территориальные планы представляли собой лишь свод показателей текущего и перспективного развития отраслей и предприятий, расположенных на территории региона. В ныне действующей системе государственного управления в субъектах Федерации, напротив, наблюдается отсутствие увязки между территориальным управлением и управлением на уровне хозяйствующих субъектов, так называемого «федерального подчинения». Особенно это заметно в северных субъектах Федерации, где предприятия, находящиеся под надзором федеральных органов управления, составляют основу экономики регионов. Следует заметить, что почти все эти предприятия (горнодобывающие, энергетические и транспортные) относятся к «экологически опасным», то есть к объектам со значительным уровнем воздействия на окружающую среду. Основной причиной этого является почти полная централизация экологического надзора и контроля предприятий федерального подчинения федеральным центром и фактическое отсутствие у региональных властей рычагов воздействия на деятельность этих предприятий. В связи с этим показатели разработанных во всех субъектах Федерации стратегий и программ социально-экономического развития региона по направлению «охрана окружающей среды» в лучшем случае представляют собой экстраполяцию прогрессивных тенденций, а их достижение не согласовано по финансовым и материальным ресурсам. Региональные программы ООС и рационального использования природных ресурсов выполняются только по тем мероприятиям, заказчиком которых являются региональные органы власти. Влияние этих мероприятий на достижение цели государственного управления в регионе зависит, прежде всего, от величины средств из бюджета региона, выделяемых на их финансирование. Например, для того, чтобы построить один полигон для размещения твердых бытовых отходов, требуется величина инвестиций, в несколько раз превышающая величину бюджетных средств, выделенных на все мероприятия региональной программы по ООС. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz