Север и рынок. 2013, N 5.
Государственное управление экономикой в Российской Федерации, его стратегия, методы, меры и эффективность, постоянно находятся под прицелом критики всех социально ответственных слоев общества. Особенно накал критики возрастает в период экономических кризисов, которые в новейшее время в России приобрели перманентный характер. Система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды (ООС) сегодня является важнейшей составной частью государственного регулирования экономики и национальной безопасности страны в целом. Поэтому регулирование природопользования и ООС входит в основные функции головных экономических министерств нашей страны: Министерства экономического развития РФ (рынок земли, таможенные пошлины на углеводороды); Министерства финансов РФ (экономическое стимулирование и платежи за природопользование и за негативное воздействие на окружающую среду); Министерство регионального развития РФ (стратегии рационального использования природных ресурсов в разрезе макрорегионов и субъектов Федерации) и др. В связи с этим государственное управление природопользованием и ООС как составной элемент системы управления экономикой страны, высокая значимость которого определяется потребностью государства в доходах от использования природных ресурсов, принадлежащих ему, и величиной расходов для обеспечения экологической безопасности населения, сохранения природно ресурсного потенциала страны и экологических функций природных комплексов, также подвергается критике и нуждается в совершенствовании. Как известно, природные ресурсы человечество использовало для обеспечения своей жизнедеятельности еще до того, как возникли первые отрасли экономики, например, сельское хозяйство, и регулирование их рационального использования у некоторых народов стало традиционным, то есть существовало в виде неписанных законов и норм поведения. Потребность в управлении охраной окружающей среды была вызвана к жизни проявлением негативных последствий развития экономики на индустриальной основе, которые повсеместно стали заметны во всех промышленно развитых странах уже к началу XX в. Однако полностью система государственного управления охраной окружающей среды с целью сохранения и улучшения ее качества сформировалась сравнительно недавно, только в 1960-1970 гг., когда получило развитие новое направление природопользования - «собственно природоохранная деятельность». За этот исторически короткий срок новый вид государственного управления требовалось встроить в сложившуюся систему государственного управления с учетом специфики ее целей, задач и методов. Обязательным условием решения этой задачи являлось развитие теории государственного управления ООС, научное обоснование всех составных частей хозяйственного механизма, включая ответ на фундаментальный вопрос теории экономического роста: какие средства может выделять общество на цели сохранения качества окружающей среды. Следует заметить, что первоначальной целью природоохранной деятельности было не обеспечение благоприятной окружающей среды для населения, а улучшение свойств природных ресурсов, используемых в производстве, например, пресной воды и атмосферного воздуха. К этому времени их качество в результате антропогенного загрязнения ухудшилось до такой степени, что они уже не могли использоваться в производстве без предварительной очистки. Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в СССР функцию создания природоохранных фондов и управление этим процессом взяло на себя государство, в то время как в странах с рыночной экономикой, например в европейских странах, эта функция была полностью возложена на частный бизнес. И только после образования Европейского Союза, который во многом сегодня представляет прообраз единого государства, большинство крупных природоохранных проектов определяет и финансирует руководство ЕС. Национальные правительства и все административно-территориальные единицы стран, входящих в ЕС, от крупных до мелких, должны лишь в обязательном порядке выполнять эти решения. Напротив, в России с началом трансформации экономики на рыночную форму хозяйства, во многом по причине сопровождающего этот процесс сильнейшего экономического кризиса, государство фактически отказалось от финансирования большинства направлений природоохранной деятельности, кроме обеспечения радиационной безопасности, вменив это в обязанности народившегося частного бизнеса. Однако следует отметить наметившуюся в последние годы тенденцию к возвращению государственного финансирования крупных природоохранных и экологических проектов, прежде всего, в форме реализации федеральных целевых программ. Наиболее крупными и долгосрочными из них являются ФЦП «Волга», ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz