Север и рынок. 2013, N 5.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об использовании показателя добавленной стоимости в следующих материалах: а) макроэкономических расчетах, прилагаемых в качестве обоснований к проектам федеральных бюджетов, в том числе по отраслям; б) в отчетности, представляемой крупными компаниями с государственным участием в Росимущество; в) в годовых отчетах крупных компаний с государственным участием. Что касается производительности труда, фондоотдачи и фондовооруженности Президентом Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость роста производительности труда, в том числе: - в Бюджетном послании от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2009-2012 годах» в числе задач указано, что формы поддержки реального сектора экономики должны исключать иждивенчество и создавать стимулы для повышения энергоэффективности экономики и производительности труда; - в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года отмечено, что необходимо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждой из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций; - в Бюджетном послании от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2010-2013 годах» обращено внимание, что пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда. Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, предусматриваются темпы роста производительности труда по отношению к уровню 2008 г. - 103% . В финансовой отчетности, подготовленной согласно международным стандартам финансовой отчетности, должны содержаться системные сведения, в том числе данные о влиянии различных факторов, включая производительность труда, на прирост собственного капитала [4-6]. С ростом фондовооруженности должна расти и производительность труда. Однако установить количественную зависимость между ростом фондовооруженности и производительности труда весьма сложно - полной зависимости между ними не существует, так как на производительность труда оказывают воздействие и другие факторы. Несомненно одно: рост фондовооруженности сопровождается ростом производительности труда [7]. Однако по большинству компаний не представляется возможным проанализировать рост производительности труда (как производную величину от роста фондовооруженности и фондоотдачи), так как необходимые расчеты не выполняются. Работы по снижению себестоимости в крупных компаниях во многом связаны со снижением эксплуатационных затрат. Не уделяется достаточно внимания вопросам снижения капиталоемкости продукции, а также анализу затрат на производство 1 рубля товарной продукции. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 60 «Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам-победителям конкурса, имеющим государственную поддержку» в составе 12 показателей эффективности и окупаемости инвестиционного проекта предусмотрен показатель капиталоемкости продукции, который характеризует уровень инвестиционных затрат на создание единицы продукции и рассчитывается как отношение объема инвестиций в основной капитал к стоимости годового объема продукции. Крупные компании при рассмотрении инвестиционных проектов, реализуемых за счет собственных средств, не учитывают капиталоемкость продукции. Также отсутствует использование этого показателя и компаниями, использующими государственные средства, хотя в генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. и в федеральных целевых программах «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.») , «Модернизация Единой системы *Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. № 215-р. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2007 г. № 437 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz