Север и рынок. 2013, N 4.
Еще одной особенностью регионов Севера минерально-сырьевой направленности является преобладание моногородов, которые были основаны благодаря наличию крупных месторождений полезных ископаемых и созданию для их освоения добывающих и перерабатывающих производств - градообразующих предприятий, в структуре расселения. Например, в Мурманской обл. основу малых городов составляют: ОАО Кольская «Горно-металлургическая компания (г.Заполярный и г.Мончегорск), ОАО «Кандалакшский алюминиевый завод - СУАЛ» (г. Кандалакша), ОАО «Апатит» (г.Кировск и г.Апатиты), ОАО «Ковдорский ГОК» (г.Ковдор), ОАО «Олкон» (г.Оленегорск) [7]. Это обстоятельство также необходимо учитывать при разработке мероприятий по технологической модернизации промышленности региона. В региональном инновационном процессе одинаково заинтересованы и важны все три актора - компании (бизнес), муниципалитеты и органы государственной власти субъектов. Однако у них разные мотивы и возможности для такой деятельности. Компании в первую очередь заинтересованы в получении прибыли и без внешних побудителей не внедряют технические новшества. Особенно на Севере, где инновации достаточно дороги, а трудовые ресурсы пока относительно дешевы. В работе [8] отмечается: «... проблема в том, что новая техника стоит дороже, чем низкоквалифицированная рабочая сила, и дорожает значительно быстрее. При таком положении дел модернизация производства становится невыгодной, поскольку предприятия, не использующие достижения научно технического прогресса, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия производства. Малопроизводительный, но нищенски оплачиваемый живой труд, успешно конкурирует с передовой техникой». Отдельные населенные пункты по своему статусу и полномочиям не могут вкладывать средства, к тому же их не имеют, поскольку в подавляющем своем числе дотационны. В силу такой ситуации объективной доминирующей силой выступают именно регионы. На первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, создание среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции. Это стимулирует различные формы кооперации между государственным, образовательным и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности. Основной целью инновационной промышленной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства, служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики [9]. Инновационная деятельность субъекта (предприятия, региона, страны и т.д.) характеризует его инновационную активность, которую мы понимаем как интенсивность реализуемых нововведений. Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики; наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры; структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и многим другим. Среди побудительных сил инновационной активности специалисты выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним относят необходимость замены технологии или оборудования, стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал, стратегию завоевания определенного места на рынке и др. Однако внутренние мотиваторы не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добившиеся преобладания на рынке, мало заинтересованы в риске, связанном с инновациями. В данном случае решающими мотиваторами могут выступать факторы внешнего характера, основными среди которых выступают конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие. Промышленная политика регионов должна быть увязана с основными естественными сырьевыми монополиями - РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», нефтяными компаниями и др., а также ОАО «Российские железные дороги» - по двум причинам. Во-первых, это сфера экономики с мощным организационно-экономическим и технологическим потенциалом, определяющая совокупные издержки всего промышленного производства Севера. Во-вторых, естественные монополии, как и нефтяные компании, - крупнейшие потребители машиностроительной, химической продукции, генерирующие в том числе на нее инвестиционный спрос. В сложившихся условиях такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, нефтехимическая, цветная металлургия, становятся «локомотивом» инновационного развития 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz