Север и рынок. 2013, N 4.

Еще одной особенностью регионов Севера минерально-сырьевой направленности является преобладание моногородов, которые были основаны благодаря наличию крупных месторождений полезных ископаемых и созданию для их освоения добывающих и перерабатывающих производств - градообразующих предприятий, в структуре расселения. Например, в Мурманской обл. основу малых городов составляют: ОАО Кольская «Горно-металлургическая компания (г.Заполярный и г.Мончегорск), ОАО «Кандалакшский алюминиевый завод - СУАЛ» (г. Кандалакша), ОАО «Апатит» (г.Кировск и г.Апатиты), ОАО «Ковдорский ГОК» (г.Ковдор), ОАО «Олкон» (г.Оленегорск) [7]. Это обстоятельство также необходимо учитывать при разработке мероприятий по технологической модернизации промышленности региона. В региональном инновационном процессе одинаково заинтересованы и важны все три актора - компании (бизнес), муниципалитеты и органы государственной власти субъектов. Однако у них разные мотивы и возможности для такой деятельности. Компании в первую очередь заинтересованы в получении прибыли и без внешних побудителей не внедряют технические новшества. Особенно на Севере, где инновации достаточно дороги, а трудовые ресурсы пока относительно дешевы. В работе [8] отмечается: «... проблема в том, что новая техника стоит дороже, чем низкоквалифицированная рабочая сила, и дорожает значительно быстрее. При таком положении дел модернизация производства становится невыгодной, поскольку предприятия, не использующие достижения научно­ технического прогресса, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия производства. Малопроизводительный, но нищенски оплачиваемый живой труд, успешно конкурирует с передовой техникой». Отдельные населенные пункты по своему статусу и полномочиям не могут вкладывать средства, к тому же их не имеют, поскольку в подавляющем своем числе дотационны. В силу такой ситуации объективной доминирующей силой выступают именно регионы. На первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, создание среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции. Это стимулирует различные формы кооперации между государственным, образовательным и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности. Основной целью инновационной промышленной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства, служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики [9]. Инновационная деятельность субъекта (предприятия, региона, страны и т.д.) характеризует его инновационную активность, которую мы понимаем как интенсивность реализуемых нововведений. Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики; наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры; структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и многим другим. Среди побудительных сил инновационной активности специалисты выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним относят необходимость замены технологии или оборудования, стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал, стратегию завоевания определенного места на рынке и др. Однако внутренние мотиваторы не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добившиеся преобладания на рынке, мало заинтересованы в риске, связанном с инновациями. В данном случае решающими мотиваторами могут выступать факторы внешнего характера, основными среди которых выступают конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие. Промышленная политика регионов должна быть увязана с основными естественными сырьевыми монополиями - РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», нефтяными компаниями и др., а также ОАО «Российские железные дороги» - по двум причинам. Во-первых, это сфера экономики с мощным организационно-экономическим и технологическим потенциалом, определяющая совокупные издержки всего промышленного производства Севера. Во-вторых, естественные монополии, как и нефтяные компании, - крупнейшие потребители машиностроительной, химической продукции, генерирующие в том числе на нее инвестиционный спрос. В сложившихся условиях такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, нефтехимическая, цветная металлургия, становятся «локомотивом» инновационного развития 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz