Север и рынок. 2013, N 4.
власти возникает объективная потребность в организации и регулировании технологического развития промышленных предприятий и их комплексов при стратегическом планировании социально-экономического развития территории, начиная с уровня муниципального образования. Управление инновационным развитием региональных промышленных комплексов является малоизученной областью российской экономики. Рассмотрение данной проблемы актуально не только с позиций теории, но и практики, нуждающейся в научно обоснованных методических рекомендациях, позволяющих повысить эффективность использования потенциала регионов, ускорить их технологическое развитие и обеспечить конкурентоспособность. Специфика северных территорий состоит в том, что здесь сосредоточены в основном ресурсные предприятии и комплексы, добывающие и осуществляющие первичную переработку сырья. С одной стороны, они в мировой практике создают недостающую для самофинансирования инноваций добавочную стоимость и входят, как правило, в состав диверсифицированных холдингов. С другой стороны, такие предприятия выступают стратегическими потребителями технико технологических нововведений, особенно при освоении суперсложных арктических месторождений. Российскими реалиями является и то, что в условиях относительно высоких цен на сырье северные регионы обладают достаточными ресурсами для внедрения инноваций на отдельных объектах. Создание условий развития регионов требует от государства проведения активной региональной социально-экономической политики. В свою очередь, воплощение в жизнь любых ее направлений определяет необходимость формирования адекватной ресурсной базы, основу которой составляют средства региональной бюджетной системы. Специфика Севера фиксируется через нордификацию хозяйственной деятельности и региональной политики. В ее основании лежит структура северности: холодовая дискомфортность, периферийность, ресурсность и этничность. Такая структура находит отражение в управленческих вызовах, таких как северное удорожание, недостаточная освоенность, низкая инновационность, сырьевая специализация и неэквивалентность обмена, экстерриториальное поведение ресурсных корпораций, рентодеформированный экономический механизм, традиционное жизнеобеспечение и этнокультурные приоритеты. Навстречу управленческим вызовам идут управленческие ответы. Они заключаются в разработке методов регионального управления. Сюда относятся диагностика ситуации, программирование, географическая экспертиза, рентная политика, контрактные отношения, межрегиональная интеграция, самоуправление коренных народов. Анализ различных аспектов «проблемного поля северности» показал, что необходима новая генеральная идея (парадигма) развития Севера России. Она выражается в трех установках типа «не т о л ь к о ., но и . » [6]: 1) не только освоение, но и обживание (за исключением зоны Арктики); 2) не только использование, но и системное воспроизводство человеческого и природного потенциала; 3) не только государственная поддержка, но и активное государственное предпринимательство и координация деятельности всех общественных и хозяйственных структур. Формирующиеся российские корпорации располагаются на территории различных регионов, обладающих большим своеобразием природных, производственных, экономических и социальных условий. Анализ показывает, что после распада СССР нарушилась структурная целостность индустриальной системы: возросли разбалансированность и несопряженность между собой производственных, финансовых, социальных и организационных структур и механизмов воспроизводства, структурные диспропорции продолжают углубляться. Происходит опережающее снижение объемов выпуска в отраслях, ориентированных на удовлетворение конечного спроса. Взаимодействие региональных администраций и руководства корпораций, по мнению автора, приведет к рационализации производства. Хозяйственные контакты вертикального вектора, таким образом, будут дополнены горизонтальной составляющей. Проведенный анализ показал, что в северных регионах, в частности в Мурманской обл., основным организационным документом выступает областная научно-техническая программа, однако объем ее финансирования не оказывает значительного влияния на инновационное развитие. Безусловно, слабым звеном является отсутствие сколько-нибудь серьезной координации деятельности бизнеса, органов регионального и муниципального управления. Осложняющим фактором выступает то, что практически все крупнейшие промышленные предприятия области входят в состав вертикально интегрированных компаний (холдингов) и все решения в части технического перевооружения принимают последние. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz