Север и рынок. 2013, N 4.
5) усиление иностранной военно-морской активности вблизи российских границ; 6) появление новых участников морской деятельности в арктических широтах. Однако в то же время для России в Арктике имеются существенные конкурентные преимущества: 1) наличие запасов энергетических ресурсов на российском континентальном шельфе; 2) контроль над Северным морским путем; 3) обладание крупнейшим ледокольным флотом; 4) наличие развитых портов; 5) существенный научный потенциал, базирование Северного флота, а также присутствие других видов Вооруженных Сил РФ; 6) многолетний опыт хозяйствования в регионе. При этом также существуют и слабые стороны, препятствующие развитию отечественной экономической деятельности в Арктике: 1) отсутствие или неконкурентоспособное^ отечественных морских технологий; 2) моральный и физический износ основных производственных фондов морского хозяйства, даже их деградация; 3) неразвитость портовой инфраструктуры; 4) недозагруженность береговых мощностей морского хозяйства; 5) высокие эксплуатационные издержки; 6) недостаток высококвалифицированных кадров; 7) ограниченная пропускная способность или полное отсутствие железнодорожных и автомобильных дорог; 8) сосредоточенность военно-морского присутствия только на Кольском полуострове; 9) недостаточность финансовых ресурсов. Таким образом, на развитие экономической деятельности России в Арктике отрицательно влияет невозможность использования в полной мере имеющихся региональных благоприятных возможностей вследствие преобладания негативных явлений в экономической деятельности, таких как добыча морских ресурсов технически устаревшими средствами, низкий коэффициент их обновления, невысокая наукоёмкость производства, неразвитость морского сервиса и сопряженной с морским хозяйством инфраструктуры (железные и автодороги, каналы сбыта и т.д.). Такие тенденции свидетельствуют о технологическом отставании России от других прибрежных стран региона, что в перспективе может привести к утрате позиций России в Арктической зоне. Вместе с тем, анализируя международный опыт, можно наблюдать следующие тенденции и приоритеты экономического развития в Арктике. Например, Норвегия в качестве ключевых областей арктической политики рассматривает совершенствование системы морских научных исследований, активизацию морской деятельности, а также защиту морской среды. Дания, Европейский союз так же, как и США, отдают приоритет развитию международного управления регионом. США это дает возможность лоббирования собственных национальных интересов в Северном Ледовитом океане. Европейский союз через международное управление регионом надеется стать полноправным участником освоения морских пространств и ресурсов Арктики. Дания предоставляет Гренландии существенные полномочия в самоуправлении и морской деятельности. Канада во главу своей арктической политики ставит отстаивание суверенитета и суверенных прав в морских пространствах региона. Россия в качестве основного приоритета, раскрывающего национальные интересы, видит использование Арктики в качестве стратегической ресурсной базы. В арктических стратегиях и политических документах США, Канады, Дании и Норвегии особое значение придается развитию экономики знаний и совершенствованию постиндустриальных моделей морского хозяйства. Из всех прибрежных стран региона, как наиболее передового и активного морепользователя в арктических широтах, для России можно выявить позитивный опыт норвежского хозяйственного комплекса. Из норвежской практики развития морского хозяйства в Арктике для России можно заимствовать: опыт рыбоводства (для европейской части Арктической зоны России); внедрение новых технологий в судостроительной отрасли; создание технических средств освоения ресурсов и пространств Северного Ледовитого океана с высокой степенью защиты морской среды от загрязнений; сокращение тоннажа флота, оперирующего только в арктических широтах; развитие туризма и сферы услуг. Такой подход актуален и для нашей страны. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz