Север и рынок. 2013, N 4.
кредитоспособность самой организации, используя кредитный рейтинг ее долга. Компанию с высоким рейтингом называют «компанией с рейтингом 3А». Рейтинг эмиссии держат под контролем, и если кредитоспособность эмитента ухудшается или улучшается, то соответственно будет изменен и рейтинг. Россия давно и прочно интегрирована в мировое сообщество, акции многих крупных российских эмитентов торгуются на иностранных биржах в виде, так называемых американских депозитарных расписок (АДР). Этот инструмент финансовой деятельности применяют «ЛУКойл», «ГАЗпром», «Роснефть», «НорНикель» и «Северсталь». Американская депозитарная расписка - это сертификат на акции иностранной компании, депонированные в американском (иностранном) банке, имеющем отделение или корреспондента в стране эмитента. Одна АДР может представлять часть акции, одну или несколько акций иностранной компании-эмитента. Такие сертификаты имеют номинал, выраженный в долларах США, и свободно обращаются на американских рынках в качестве ценной бумаги. Если АДР "гарантированные (спонсируемые)", компания-эмитент предоставляет банку финансовую отчетность и оказывает ему помощь, а также может субсидировать управление АДРами, «негарантированные (неспонсируемые)» АДР не предполагают подобного рода помощи со стороны эмитента. АДР наследуют все политические и экономические риски страны, где расположена компания-эмитент подлежащих акций. Курсовая стоимость обоих типов АДР, скорректированная на валютные соотношения, обычно идентична курсу обыкновенных акций [4]. Характерной финансовой политикой российских корпораций является торговля на зарубежных торговых площадках. Хорошим примером является «Русал», который эмитировал основное количество бумаг на бирже Гонконга, а на ММВБ торгуются его обязательства (ГДР). Такая же попытка была предпринята «ЛУКойлом» в 2011 г. При этом как никогда необходим хороший рейтинг зарубежных агентств. При проведении официальной оценки кредитного рейтинга компании соответствующее агентство вначале проводит предварительную оценку, которая включает в себя просмотр опубликованных результатов деятельности компании примерно за пять лет, а также другой доступной информации о компании, например пресс-релизов. Подсчитываются и анализируются финансовые коэффициенты компании, и проводится их сравнение с аналогичными показателями для компании в данной отрасли промышленности. Также изучаются тенденции в изменении финансовых коэффициентов за указанный период. Затем предварительную оценку обсуждают с компанией. Компании рассказывают о вероятности получения ею того рейтинга, которого она добивается. Проведение более тщательного исследования начнется только в том случае, если компания даст согласие на продолжение анализа. Много времени уходит на дискуссии между высшим управленческим персоналом компании и аналитиками агентства. Посредством таких дискуссий агентство должно получить более ясную картину о положении компании (и ее кредитоспособности), чем на основании изучения одних только «общедоступных» данных. Таким образом, этапы процесса определения кредитного рейтинга можно представить в следующем виде [4, 5]: • предварительное исследование, изучение опубликованных данных о компании за пять лет; • обсуждение результатов предварительного исследования с компанией, согласие компании на продолжение исследований; • компания предоставляет агентству дополнительный материал для подробного изучения. Этот материал большей частью, описательный и касается стратегии компании, а также включает прогнозы доходов и расходов, предложения по капитальным вложениям и прогнозы других показателей на три года; • встречи между аналитиками и высшим руководством компании; • рейтинговый комитет проводит совещание по результатам исследования; • решение о рейтинге сообщается по телефону компании, а затем публикуется. При тщательном изучении материалов для оценки кредитного рейтинга компании очень важно глубоко проанализировать финансовые коэффициенты. Однако помимо этого для получения долговременного прогноза о сильных и слабых сторонах компании исследуют также деловой, отраслевой и страховой риски по операциям компании. По сравнению с анализом рынка продукта анализ отраслевого риска носит более общий характер, поскольку рассматривает стержневые факторы стабильности отрасли в целом, ее долговременные перспективы и уязвимость от экономических циклов. Особенности отрасли промышленности, такие как история рабочих волнений, вмешательства государства, потребность в расходах на оборудование или на исследования и 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz