Север и рынок. 2013, N 4.
Количественный анализ должен быть сбалансирован с серьезным рассмотрением всего пакета проблем, влияющих на деятельность компании. Важно понимать, как изменения общих пропорций во всем хозяйстве и пропорций по секторам экономики будут влиять на отрасль в целом и фирму в частности. Изменения уровня цен, доступности сырья и материалов, ставок процента могут иметь для фирмы очень важные последствия. Очень полезно исследование того, как фирма вела себя в прошлом, когда сталкивалась с подобными изменениями. Не менее важным аспектом, чем общеэкономические предпосылки, является учет конкуренции отрасли и оценка того, что корпорация определяет как "ключ к успеху". Качественный анализ должен предшествовать количественному, поскольку с его помощью можно определить круг проблем и показателей, представляющих наибольший интерес [1]. Хорошим инструментом для увеличения капитализации является слияние и поглощение корпораций (касаясь "ключа к успеху"). В 2011 г. должен был произойти обмен акций ВР и Роснефти, что очень хорошо сказалось на росте капитализации обоих. Однако отрицательным фактором можно назвать продажу пакета акций компании «ЛУКойл» компанией «Коноко Филипс» (более 20%), что пагубно сказалось на стоимости акций «ЛУКойла». Также отрицательным фактом является прямое противостояние корпораций. Примером может быть конфликт «НорНикеля» с «Русалом», «ФосАгро» с СЗФК. Главными факторами, препятствовавшими инновационному развитию, можно назвать отсутствие конкуренции, монополизм многих фирм, наличие значительных административных барьеров, а также неразвитость нормативно-правовой среды, которая создала бы условия для инновационной деятельности. Они особенно характерны для регионов Севера, где функционируют в основном крупные ресурсно-сырьевые корпорации [2, 3]. Очень важным показателем деятельности корпорации является кредитный рейтинг. Кредитный рейтинг - это официальное заключение о кредитоспособности субъекта хозяйственной деятельности. Рейтинг присваивается конкретному выпуску долговых обязательств организации и дает основание для сопоставления собственного кредитного риска с риском других компаний. Главная цель кредитных рейтингов заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги типа еврооблигаций. Рейтинг является ориентиром для оценки инвестиционного риска. Он характеризует возможность того, что инвесторы полностью и вовремя получат платежи процентов на вложенный капитал, а также основную сумму долга с наступлением срока погашения. Инвесторы могут строить свою инвестиционную политику на кредитных рейтингах, ограничивая суммы вкладов в долговые обязательства с рейтингом ниже определенного уровня или даже вообще отказываясь от инвестиций в ценные бумаги с рейтингом ниже определенного уровня. От рейтинга ценных бумаг (долговых обязательств какой-либо компании) зависит ставка процента, по которой эмитент сможет получить дополнительные средства на денежном рынке (в особенности в США). Кредитные рейтинги широко признаны на практике. Банки могут справляться о рейтинге по долговым обязательствам компании, чтобы решить, давать ли кредит этой компании и по какой ставке процента. Таким образом, маржа выше ставки LIBOR, по которой крупные компании могут получить займы, определяется кредитным рейтингом. Банки также могут использовать кредитные рейтинги для установления лимитов на объем сделок с данной компанией. Например, для любой компании с заданным кредитным рейтингом банк может установить предельный размер ссуды, суммы долгового обязательства или сделки с иностранной валютой и т.п. Кредитные рейтинги также могут наложить свой отпечаток на связи фирмы. Следовательно, компании и банки с наивысшими кредитными рейтингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве элитарных организаций. Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Главными агентствами по кредитному рейтингу являются Standard & Poor's и Moody's (США), а также IBCA (Великобритания). Агентства по кредитному рейтингу проводят оценку рейтинга корпораций, как правило международных, которые выпускают долговые обязательства для пополнения своего капитала. Такими инструментами успешно пользовались компании «ЛУКойл» и «Газпром» в период 2007-2012 г. Запрос на рейтинг исходит от эмитента инструментов займа (например, при выпуске евробондов) или от его финансовых консультантов. Рейтинг определяется для компании-эмитента, однако он присваивается конкретному выпуску долговых обязательств, так как была оценена информация именно по этой эмиссии. Другими словами, кредитный рейтинг применяется не к самой корпорации, а к ее долговым обязательствам. Обычно инвесторы и финансисты ссылаются на 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz