Север и рынок. 2013, N 4.
показатель капитализации, или капитализированная стоимость акций, определяет рыночную стоимость всех акций корпорации: Капитализация = Количество акций • Курс одной акции. Маржа прибыли характеризует возможности фирмы получить не только выручку от продаж, но и доходы, она также называется прибыльностью продаж: Прибыльность продаж = Чистая прибыль/Доходы от основной деятельности (Выручка). Валовая прибыль (брутто-прибыль) определяет средний процент превышения выручки от реализации товаров и услуг над себестоимостью этих товаров и услуг: Валовая прибыль = (Выручка - Себестоимость реализованной продукции) / Выручка. Прибыль на акцию (EPS) - это просто чистый доход компании, предназначенный акционерам, деленный на среднее число обычных акций, обращающихся на рынке в течение года. Инвесторы используют изменения этого показателя за различные периоды времени для оценки деятельности компании. Нужно критически относиться к тем, кто преувеличивает значимость этого показателя, так как он отражает лишь краткосрочную перспективу. Показатель выплаты дивидендов характеризует долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в качестве дивидендов, или долю чистого дохода, выплачиваемого как дивиденды. Этот коэффициент зависит от структуры акционерного капитала фирмы, отрасли, к которой относится компания, и перспектив роста фирмы. Обычно молодые, быстро растущие компании выплачивают низкие дивиденды, если вообще их выплачивают, тогда как зрелые компании в традиционных отраслях стремятся платить более высокие дивиденды. Показатель выплаты дивидендов = Дивиденды / Чистый доход. Показатель выплаты дивидендов, равный 55%, считается достаточно высоким и отражает зрелость корпорации. Инвесторы часто производят финансовый анализ эмитента. Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности, дают возможность оценить деятельность фирмы. Однако приведенные выше показатели имеют смысл только тогда, когда они могут быть с чем-то сравнимы. Процентные изменения различных компонентов финансовой отчетности также являются источником информации для инвестора и также требуют сравнения. Горизонтальные процентные изменения характеризуют изменения отдельных компонентов финансовой документации по годам. Вертикальный процентный анализ характеризует изменения другого рода. В этом виде анализа один компонент (обычно это объем реализации) выбирается в качестве основы для выражения других компонентов. Как отмечалось ранее, одна из основных целей финансового учета состоит в обеспечении сравнимости финансовой отчетности. Эта сравнимость возможна не только в рамках фирмы, но и между фирмами и отраслями, а также за ряд лет. Анализ тенденций. Многих инвесторов интересует, как развивалась деятельность компании в течение нескольких лет. Подобное ретроспективное исследование проводится для выяснения того, как руководство фирмы справлялось со своими обязанностями в прошлом, а также в качестве основы для прогноза его поведения в будущем. Если важными считаются ежегодные изменения, то еще более важное значение имеют исследования тенденций развития. Один из способов выявления тенденций - сравнение различных показателей последовательно, по годам. Такой анализ отличается от представленного выше процентного анализа. Сравнительный анализ. Инвестор, как правило, выбирает определенную отрасль, в которую он намерен вложить капитал; более того, он должен выбрать определенную компанию и, обычно, желает знать, как его фирма выглядит на фоне компаний-конкурентов. Подобные ситуации порождают необходимость «межфирменного» анализа - сравнения различных компаний. Приемлема та же методика, что и при внутрифирменном анализе. При этом наиболее плодотворны сравнения компаний одного размера. Необходимо также помнить о различиях в методах учета, используемых в корпорациях. Сравнение со среднеотраслевыми показателями. Чрезвычайно полезными являются сравнения показателей корпораций со среднеотраслевыми показателями. Отраслевые показатели доступны на страницах Интернета, принадлежащих различным консультационным и рейтинговым агентствам, а также на серверах различных отраслевых ассоциаций и объединений. Однако необходимо сознавать, что в отраслевых показателях усреднено использование различных методов бухгалтерского учета. Тем не менее сравнение состояния деятельности фирмы с отраслевыми данными при финансовом исследовании имеет для фирмы такое же значение, как стоимость ее акций на бирже. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz