Север и рынок. 2013, N 4.

На основе анализа инновационного потенциала РПК в качестве инновационной стратегии для Архангельской обл. может быть предложена стратегия инвестирования инноваций на развитие банковского сектора, заинтересованного в поддержке инновационных проектов. Это мероприятие позволит увеличить число инновационных проектов, доведенных до стадии производства готовой инновационной продукции. Анализ инновационного потенциала Мурманской области (рис.2б) показывает, что при достаточно развитых инвестиционной и кадровой ее составляющих наблюдается низкий уровень результативности инновационной деятельности области. Так, при увеличении доли персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности населения региона и намечающемся росте числа охранных документов в пересчете на сотрудника, занятого исследованиями и разработками, количество инновационных идей, доведенных до стадии реализации на предприятиях области, остается достаточно низким. Выявленная тенденция может быть связана с недостаточным соответствием предлагаемых инновационных разработок потребностям и специфике инновационного потенциала предприятий региона. В данной ситуации в качестве региональной инновационной стратегии для Мурманской обл. может быть рекомендована стратегия адаптации инноваций, предполагающая организацию подбора и доработки инноваций с учетом специфики предприятий РПК для увеличения уровня качества их коммерциализации. В отличие от Мурманской и Архангельской областей в Ленинградской обл. наблюдается увеличение доли созданных передовых производственных технологий в общем числе используемых технологий, что свидетельствует о высоком технологическом потенциале (рис.2в). Кроме того, область имеет значительный кадровый потенциал в инновационной сфере, что отражается высоким значением таких показателей, как «отношение численности персонала, занятого исследованиями и разработками к численности населения региона» и «отношение суммы числа выданных патентов на изобретения и числа выданных патентов на полезные модели к численности персонала, занятого исследованиями и разработками». На основании этих показателей можно говорить о наличии значительного количества несколько разрозненных групп инновационных ресурсов, поскольку при значительном технологическом и кадровом потенциале производство инновационных товаров за последние годы сокращается. В качестве инновационной стратегии для Ленинградской обл. может быть рекомендована стратегия инновационной интеграции, что позволит объединить инновационные ресурсы субъектов инновационной деятельности для увеличения доли инновационных товаров в ВРП. Таким образом, результаты анализа инновационного потенциала субъектов СЗФО России показывают, что регион имеет значительные кадровые, технологические и инвестиционные ресурсы в инновационной сфере. Предложенные инновационные стратегии областей СЗФО позволят преодолеть выявленные негативные тенденции в инновационном развитии данных регионов РФ за счет использования внутренних преимуществ. Литература 1. Влияние рисков информатизации на инновационную деятельность в региональных промышленных комплексах / В.П.Мешалкин, Т.В.Какатунова, М.И.Дли // Транспортное дело России. 2011. № 4. С.56-59. 2. Функциональные когнитивные карты для моделирования региональных инновационных процессов / М.И.Дли, Т.В.Какатунова // Инновационная деятельность. 2011. № 3 (16). С.78-84. 3. Обеспечение эффективного взаимодействия элементов инновационной среды региона / М.И.Дли, Т.В.Какатунова // Интеграл. 2008. № 2 (40). С.92-93. 4. Система показателей оценки инновационного потенциала региональных промышленных комплексов / В.П.Мешалкин, Т.В.Какатунова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2011. Вып. XXIX. С.64-69. 5. Выбор инновационной стратегии развития регионального промышленного комплекса / Т.В.Какатунова, В.П.Мешалкин // Транспортное дело России. 2011. № 3. С.93-96. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz