Север и рынок. 2013, N 4.
политика региональных властей в области инноваций и формируемая инновационная инфраструктура регионов не объединены единой концепцией развития. В регионах Севера и Арктики, основа экономики которых связана с промышленностью МСК, имеются некоторые структуры, в задачи которых входит развитие инновационной деятельности, но инновационные системы отсутствуют. Причиной такой ситуации является не только качество институтов управления и регулирования экономики органов государственной власти и местного самоуправления, но и недостаточная эффективность научного сообщества и бизнеса в сфере внедрения инноваций. Зачастую научная организация не может предоставить потенциальным инвесторам понимания того, как можно найти рыночное применение собственной научной разработке, а представители бизнеса более склоны заниматься менее рискованной деятельностью. Одной из основных проблем формирования РИС Севера и Арктики является работа ее инфраструктурных элементов (вузы, научные организации, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия и т.д.) в практически автономном режиме и без постоянной, тесной взаимосвязи с промышленностью МСК. Данные элементы функционируют либо за счёт частной инициативы, либо за счёт ресурсов, выделяемых государством, органами местного самоуправления, и мало связаны друг с другом. Нельзя не отметить, что на протяжении последних 20 лет экономика регионов Севера и Арктики развивалась по малоэффективному сценарию ручного управления, что привело к тому, что богатые минерально-сырьевыми ресурсами регионы, обладающие вполне приличной материально технической базой и инфраструктурой промышленности, стали отставать в социально экономическом развитии от общероссийских показателей. В регионах Севера и Арктики имеются примеры успешного внедрения отдельных инновационных проектов, однако в совокупности они не определяют общую картину экономики регионов. Образовательные учреждения Севера и Арктики также не достаточно активно используют возможности создания малых инновационных предприятий по тематике МСК с использованием льгот, прописанных в законодательных актах, например, в Федеральном законе № 217 [8]. Основной целью таких предприятий является обеспечение реального внедрения создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования. Остро стоит вопрос финансирования инновационных проектов. На начало 2013 г. в России действовало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно технической сфере, созданных в 2006-2013 гг. Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов, общим объёмом 8,9 млрд руб. Показательно, что из 22 регионов РФ, где созданы данные венчурные фонды, нет ни одного региона Севера и Арктики [9]. В этой связи можно рекомендовать использовать опыт западной системы венчурного кредитования в виде специального внебюджетного фонда и системы страхования рисков, связанных с инновационными проектами. Для обеспечения модернизации промышленности МСК Севера и Арктики потребуется существенная перестройка организационной структуры управления, что потребует вовлечения руководителей всех звеньев в инновационную деятельность. Однако до сих пор не сформирована эффективно работающая система переподготовки кадров для работы в среде инновационного развития. К решению подобной проблемы целесообразно привлечь вузовские коллективы. Также в дальнейшей перспективе для управленческих кадров наиболее эффективным представляется создание сети региональных центров (институтов повышения квалификации) на базе отраслевых вузов [10]. Для решения рассмотренных проблем необходимо формирование и совершенствование РИС с учетом опыта инновационно развитых стран, что позволит в дальнейшем провести эффективную модернизацию промышленности минерально-сырьевого комплекса в регионах Севера и Арктики. Литература 1. О формировании региональной инновационной системы регионов Севера / В.А.Цукерман, А.А.Козлов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. № 1 (22). С. 80-83. 2. Селин В.С. Механизм промышленной инновационной политики в территориальных системах // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1 (29). С.28. 3. Инновационные тенденции и вызовы в северных регионах / В.АЦукерман // Развитие экономического потенциала северных регионов России / под науч. ред. д.э.н. В.С.Селина, д.э.н. К.В.Павлова, к.э.н. Е.П.Башмаковой. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2011. С.73-82. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz