Север и рынок. 2013, N 4.
Выявление объективных предпосылок для формирования РИС может быть проведено лишь на основе комплексного анализа в конкретном регионе с учетом сложившейся отраслевой структуры экономики, уровня промышленного развития МСК, наукоемкости продукции, степени научного обеспечения инновационных разработок и др. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о формировании и развитии РИС, как правило, в крупных регионах. В теории управления выделяют два типа региональных инновационных систем: • институциональная РИС, основу которой составляют государственные центры генерации новых знаний и институты, такие как государственные лаборатории, университеты, центры трансфера технологий, инкубаторы, инвесторы, тренинговые центры и другие посредники; • предпринимательская РИС, основу которой составляют предприятия малого и среднего бизнеса, в которых продукт проходит основные этапы инновационного процесса. В рамках такого подхода можно утверждать, что на региональном уровне необходимы институциональные изменения в государственном регулировании инновационных процессов, уточнение функций и полномочий исполнительной власти и контролирующих организаций в экономической сфере. Должны быть созданы специальные формы поддержки инновационного бизнеса [6]. Возрастает необходимость распространения системных механизмов инновационного развития территорий и модернизации промышленности МСК, которые потребуют от федеральных и региональных органов управления беспрецедентных усилий по поддержке и координации деятельности участников инновационного процесса, обеспечению позитивных сдвигов в реформировании РИС, существенному улучшению ее основных параметров и организации управления экономикой. РИС призвана стать одним из эффективных инструментов модернизации промышленности МСК за счет обеспечения рационального сочетания и эффективного использования научно-технического, интеллектуального, промышленного потенциала и природных ресурсов, а также формирования научно-технической базы и организационно-экономических механизмов, направленных на развитие инновационного предпринимательства. Вследствие разнообразности потенциала и особенностей развития промышленного сектора регионов различаются и инструменты управления РИС для каждого региона, особенного инструментария требуют регионы Севера и Арктики. Так, для регионов с наименьшим инновационным развитием наиболее эффективно применение административных механизмов, таких как государственная помощь организационного характера и прямое финансирование инновационной деятельности. Для инновационно развитых регионов необходимо шире использовать стимулирующие механизмы. При этом инновационная развитость региона должна сочетаться и с развитым промышленно-производственным комплексом, что позволит на только производить инновационный продукт, но и находить ему спрос. Это момент позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сократить импорт инновационных технологий из-за рубежа. Региональная политика в области развития РИС реализуется путем создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности и формирования инфраструктуры РИС. Инновационная инфраструктура является системой взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности. Ядром этой системы являются научно-исследовательские институты и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований создаются востребованные на рынке инновационные продукты и услуги. Другие подсистемы могут оказывать услуги по продвижению новой продукции на рынок и производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги. Управление РИС должно быть направлено на тиражирование эффективно функционирующих объектов инфраструктуры, создание и развитие ее недостающих элементов [7]. Необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества МСК регионов Севера и Арктики. Использование этих преимуществ должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, которые позволят организовать производство конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке товаров, технологий и услуг. Следует отметить, что в последнее время наметилась положительная тенденция фундаментализации инновационной проблематики, требующая использования междисциплинарных когнитивных моделей с выходом на технологии инженерии знаний. Тем не менее государственная 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz