Север и рынок. 2013, N 4.

благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. При этом рост экспорта опережал рост промышленного производства, а объемы вложений в НИОКР значительно отставали от объемов соответствующих затрат зарубежных компаний. Также значительный рост экспорта продукции МСК привел к развитию ряду негативных моментов в развитии экономики регионов Севера и Арктики. Отсутствие роста объемов промышленного производства в регионах Севера и Арктики диктует необходимость в модернизации, привлечении новых современных технологий добычи и переработки минерального сырья. Кроме того, промышленность МСК при проведении модернизации может «выступать заказчиком инновационной продукции на внутреннем рынке, выступая своеобразным «локомотивом» для производителей технологического оборудования» [2]. Решение проблем модернизации промышленности на Севере и Арктики возможно путем разработки или привлечения инновационных технологий в первую очередь в самих топливно­ энергетических и минерально-сырьевых отраслях, столь же наукоемких, как в передовых отраслях промышленности. Сегодня требуется положительная динамика развития МСК, повышения расходов на НИОКР, подключения ведущих научных организаций на основе хозяйственных договоров, привлечения институтов РАН и прикладных исследований государственных центров. Существует ряд реальных предпосылок для модернизации промышленности МСК Севера и Арктики, в т.ч.: многогранный научно-технический и образовательный потенциал, система образования, специфические особенности территории, обеспечение разнообразными природными ресурсами, геополитическое положение и др. При модернизации промышленности МСК Севера и Арктики важно учитывать внешние условия и факторы, основные из которых приведены в работе [3]. В настоящее время инновационно-технологические изменения в промышленности МСК Севера и Арктики происходят в рамках третьего и четвертого технологических укладов и, следовательно, не могут обеспечить решение задач по приведению структуры экономики в соответствие с достижениями наиболее развитых стран и обеспечению перехода к постиндустриальному развитию. Большинство применяемых технологий не соответствуют современному мировому уровню, что характерно и для промышленности страны. Следует сосредоточить внимание на становлении ключевых направлений V и VI технологических укладов. Для этого необходима целенаправленная государственная научно­ техническая и инновационная политика, главной задачей которой должно стать создание такого инновационного потенциала, который сможет обеспечить переход экономики промышленности МСК Севера и Арктики, прежде всего, за счет рационального комплексного освоения минерально­ сырьевого потенциала. Модернизация промышленности МСК Севера и Арктики предполагает определение контуров и основных параметров, а также обоснование места и роли территориального сообщества и его участников как субъектов инновационной политики. При этом на первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития промышленности МСК Севера и Арктики, создание среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции. Это стимулирует различные формы кооперации между государственным, образовательным и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности [4]. Основные тенденции деятельности государства в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации промышленных предприятий. Этот опыт и рекомендации могут быть с успехом использованы для модернизации промышленности МСК Севера и Арктики, народнохозяйственный эффект от которого не ограничивается повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В процессе развития создаются предпосылки для дальнейшей структурной перестройки экономики [5]. В этом плане, целью управления РИС является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и технологий в интересах реализации стратегических приоритетов региона, включая повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие науки, образования и культуры. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz