Север и рынок. 2013, N 4.

Общий объем капитальных вложений в строительство портового комплекса определен в размере 25250 млн руб., кроме того НДС 18% - 4545.0 млн руб. Финансирование строительства объектов портового комплекса предполагается осуществить за счет собственных средств в размере 30% и привлеченных средств в размере 70% от общего объема финансирования с последующей компенсацией его затрат по строительству объектов федеральной собственности. В целом выручка от реализации по комплексу определена в размере 7632.6 млн руб., кроме того, НДС составит 1373.9 млн руб. Согласно технико-экономическим расчетам, простой срок окупаемости инвестиций составит 8.3 года с начала финансирования проекта. Строительство глубоководного района порта в северо-восточной части губы Сухого моря позволит обеспечить следующий социально-экономический эффект: 1) независимый выход крупнотоннажных судов в любой иностранный порт мира; 2) активизацию деятельности северо-восточного региона европейской части России, что окажет значительное влияние на экономическое развитие Архангельской, Вологодской и Пермской областей, Республики Коми, Ненецкого национального округа; 3) решение вопросов, связанных с освоением Арктического шельфа, с обслуживанием добычных комплексов, развитием каботажного плавания; 4) создание на севере России производственных мощностей по переработке углеводородного сырья; 5) значительное повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области; 6) создание в Архангельской обл. дополнительных порядка 9000 новых рабочих мест, из них 1500 в новом порту и порядка 7500 рабочих мест в припортовых инфраструктурных объектах (строительство новых предприятий: переработка грузов, сборочные цеха крупных компаний и т.д.); 7) ежегодные налоговые отчисления (только от деятельности самого нового порта) в федеральный бюджет порядка 400 млн руб., в областной бюджет порядка 800 млн руб. [4]. В ходе предварительной и последующей проработки вопросов о состоятельности и экономической целесообразности проекта по строительству в районе губы Сухое море (55 км от действующего порта) нового глубоководного района Архангельского морского порта на основе разработанной институтом «Ленморниипроект» концепции были получены экспертные заключения со стороны компаний, специализирующихся на международных транспортных грузовых перевозках, и со стороны экспертов в области строительства морских портов. В этих же целях администрацией Архангельской обл. проект нового порта включен в состав совместного «Межрегионального инвестиционного проекта комплексного развития промышленного производства (промышленных узлов) Республики Коми, Пермского края и Архангельской обл. с учетом развития транспортной инфраструктуры, включая железнодорожную магистраль «Архангельск - Сыктывкар - Соликамск - Гайны» (Белкомур) и новый глубоководный район Архангельского морского порта». В реализации указанного межрегионального проекта администрация области принимает активное участие [5]. Следует отметить особую значимость развития подобных крупных проектов для развития транспортных артерий Севера, которая не раз подчеркивалась в авторских исследованиях [6]. Другие исследователи-североведы также указывают, что только крупные межрегиональные, а в ряде случаев и межстрановые, проекты освоения российской Арктики являются фактором, способствующим недопущению дальнейших потерь российской Арктики [7, 8]. Более того, исследования, проводимые в Институте экономических проблем, указывают, что инерционный путь развития, не предполагающий реализации крупных транспортных проектов, может привести и к политическим потерям России в мирохозяйственных процессах [7]. В настоящее время Минрегионом России проект строительства Архангельского глубоководного порта включен в проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «для обеспечения, в том числе, функционирования «Северного морского пути», а также включения в оборот значительных природных и минерально-сырьевых ресурсов северных регионов России». Начат процесс активных переговоров со стратегическими инвесторами, готовятся меморандумы от грузоотправителей по формируемой грузовой базе. Характеристика параметров проекта Архангельского глубоководного морского порта [5]. 1. Ежегодный грузооборот - 30 млн т, способность принимать суда дедвейтом до 70 тыс. т. 2. Объем капитальных затрат - 41-51 млрд руб. (1.6-2 млрд долл. США): 5 млрд руб. - государственное участие (строительство канала), 36-46 млрд руб. - частные инвестиции. 3. Срок реализации проекта при 100%-м финансировании - 2 года с начала строительства. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz