Север и рынок. 2013, N 4.
26.3%), а доля грузов Архангельской нефтебазы возросла в 8.6 раза, при этом в перевалке лесных грузов зафиксировано падение на 7.8% [3]. Имеется проект по строительству нового глубоководного Архангельского морского порта с грузовой базой порядка 30 млн т в год (суммарный прогноз его будущей грузовой базы превышает 50 млн т) с учетом действующих авто- и железнодорожных магистралей и планируемого строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Развитие глубоководного района Архангельского морского порта тесно связано с реализацией проекта «Белкомур». Проект «Белкомур» включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», утвержденную Правительством РФ 17 июня 2008 г., и будет реализован на основе государственно-частного партнерства с привлечением государственной поддержки. Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали по направлению Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск (протяженность 1155 км). Проект «Белкомур» приобретает значимость для грузоотправителей только в случае синхронной реализации проекта строительства нового глубоководного района Архангельского порта, тем самым будет обеспечена оптимальная (с кратчайшим ж.-д. плечом, недорогим и высокоэффективным современным портом, обеспечивающим удобный доступ в Северную Атлантику) транспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей Российской Федерации с торговыми партнерами на товарных рынках стран ЕС, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-восточной Азии. В соответствии с разрабатываемой «Стратегией социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года» проект строительства нового глубоководного района Архангельского морского торгового порта является ключевым и приоритетным проектом Архангельской обл. Наименование объекта инвестирования - глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта. Реализация инвестиционного проекта позволит: 1) построить современный глубоководный грузовой район морского торгового порта Архангельск для обработки порядка 28 млн т/год, в том числе 17.5 млн т/год - контейнеризированных грузов; 2) обеспечить прием судов дедвейтом до 75 тыс. т; 3) создать условия для развития в припортовой зоне объектов промышленно производственного, инновационно-технического, жилищного, культурно-развлекательного и сервисного назначения; 4) создать в Архангельской обл. дополнительных порядка 9000 новых рабочих мест, из них 1500 в новом порту и порядка 7500 рабочих мест в припортовых инфраструктурных объектах; 5) увеличить доходы бюджетов всех уровней за счет дополнительных налоговых поступлений на этапах строительства и эксплуатации нового портового комплекса. Грузовой район состоит из четырех самостоятельных перегрузочных комплексов с общим грузооборотом 28.0 млн т в год, в том числе специализированный комплекс по перегрузке контейнерных грузов с грузооборотом 17.5 млн т, специализированный комплекс по перегрузке нефтеналивных грузов с грузооборотом 2.5 млн т в год, специализированный комплекс по перегрузке угля с грузооборотом 5.5 млн т в год; универсальный комплекс по перегрузке: генеральных грузов в объеме 1.5 млн т в год; лесных грузов в объеме 0.5 млн т в год и минеральных удобрений в объеме 0.5 млн т в год. При создании нового грузового района предполагается строительство подходного канала, операционной акватории, объектов обеспечения безопасности мореплавания, общепортовых объектов, 17 грузовых причалов, в том числе двух причалов для перегрузки угля, двух нефтеналивных причалов, восьми причалов для перегрузки контейнеров и пяти универсальных причалов. Инициатором-декларантом проекта является ООО «Глубоководный район «Северный» Архангельского морского торгового порта», резидент Российской Федерации, которое учреждено по инициативе АНО «Поволжская логистическая ассоциация». Недостаточные глубины моря в районе строительства потребуют выполнения значительных дноуглубительных работ при создании операционной акватории и водных подходов к порту с габаритами, обеспечивающими безопасное плавание расчетных судов (табл.1). 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz