Север и рынок. 2013, N 4.
И уже через год после первого визита Петр Великий собственноручно подрубил опоры первого русского корабля, построенного в Архангельске. Со «Святым Павлом» Россия отправилась в свое долгое торговое плавание. За четыреста лет истории порта - более 200 полярных экспедиций. Из Архангельска на северо-восток уходили легендарные первопроходцы. Именно русские мореплаватели впервые снарядили высокоширотную северную экспедицию. Ее проект был разработан самим М.В.Ломоносовым [1]. Архангельск - морской порт, расположенный в устье рек и Северная Двина, в 50 км от Двинской губы Белого моря, важный пункт каботажных связей с районам и Русского Севера, крупнейшее транспортное предприятие города. Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары. Архангельский морской порт - основная база Северного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям , Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии д о Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой Земли. До начала XVIII века Архангельский морской порт был единственным выходом русских товаров за границу. С возникновением в 1707 г. Петербургского порта роль Архангельского порта сильно снизилась. Вместе с тем в 1887 г. были начаты дноуглубительные работы, что дало свободный проход паровым морским судам. Огромное значение имело сооружение в конце XIX века железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу. В год ы Первой мировой войны А рхангельск становится единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в конце 1914 г. строится «Бакарица» - новый район порта, который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915-1916 гг. для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт «Экономия». Тогда же около железнодорожной станци и Архангельск-пристань б ыл оборудован новый район порта - «Левый берег». За все годы Первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 г. - 2.8 млн т. После Октябрьской революции б ыли реконструированы и расширены сооружения порта. У причалов порта и лесозаводов смогли одновременно грузиться и разгружаться несколько десятков советских и иностранных судов. Наличие ледоколов значительно продлило навигацию. В годы Великой Отечественной войны А рхангельский морской порт непрерывно принимал морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйств а СССР. ОАО «Архангельский морской торговый порт» - это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта позволяют перерабатывать до 4.5 млн т грузов в год. В составе порта имеется три грузовых района, контейнерный терминал, судоходная компания «Портофлот», морской-речной вокзал. Общая протяжённость причального фронта - 3.3 км. Причалы порта позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой 9.2 м и длиной 175-200 м. Общая полезная площадь для складирования грузов - 292 тыс. м2, в том числе закрытые склады - 40 тыс. м2, открытые бетонированные площадки - 250 тыс. м2, таможенные склады - 2000 м2. В Архангельском порту находится единственный на Севере контейнерный терминал, включающий в себя открытую площадку площадью 98000 м2 с проектной мощностью 200 тыс. ТЕИ в год. Архангельск - порт круглогодичной навигации [2]. Администрация Архангельского морского порта обеспокоена ситуацией с ледокольной проводкой судов, которая из года в год складывается в Белом море. Теплоходам приходится по нескольку дней стоять у побережья Кольского п-ова либо в Двинской губе в ожидании ледокола. Архангельские портовые ледоколы «Диксон» и «Капитан Косолапов» не справляются с десятибалльным льдом. К тому же эти ледоколы не могут заводить в порт танкеры, которые в полтора раза шире самих ледоколов. Нужны мелкосидящие линейные ледоколы, которые есть только в Мурманском морском пароходстве. Простои судов на вход и выход достигают двух, а иногда и более недель. Проблемы с ледокольным обеспечением в Белом море появляются почти каждую зиму. Архангельский порт может потерять своих партнеров, среди которых Магнитогорский металлургический комбинат, «Норильский никель», «Лукойл», «Татнефть» и другие крупные российские экспортеры. Одновременно с ростом грузооборота всего Архангельского порта снижалась доля Архангельского морского торгового порта (2000 г. - 49.9%, 2001 г. - 41.6, 2002 г. - 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz