Север и рынок. 2013, N 4.
формирующихся на всем протяжении движения товарно-материальных потоков от закупки сырья до поставки готовой продукции. Вместе с тем, базируясь на подходах теории экономических компромиссов, логистика создает условия по гармонизации интересов всех участников логистических цепей для снятия наиболее острых противоречий между различными отраслями и видами С внедрением логистических схем транспортное бизнес-сообщество связывает снижение транспортных издержек и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как в настоящее время, так и на перспективу. Установлено, что применение логистической системы способно обеспечить: сокращение уровня складских запасов сырья и готовой продукции на 30-50%; ускорение процесса транспортирования в 1.5-2 раза; улучшение использования производственных мощностей фирм-производителей продукции на 20-50% [1]. Наиболее распространенным путем развития логистики является образование специализированных логистических предприятий (транспортно-логистические центры (ТЛЦ)), создаваемых на базе общесетевых транспортных узлов и функционирующих, как правило, на коммерческой корпоративной основе. Использование таких центров позволяет скоординировать работу различных видов транспорта и участников транспортно-логистического процесс а . Логистические предприятия, образованные в узлах пересечений ведущих транспортных магистралей, имеющих международное, межрегиональное, региональное или городское значение, представляют собой не только важный инфраструктурный элемент современной транспортной сети, но ресурс экономического развития территории. В нашей стране уровень развития прикладного логистического менеджмента находится в стадии формирования. Транспортно-логистический рынок очень раздроблен, сам логистический сервис имеет низкое качество, а логистические компании неконкурентоспособны в сравнении с зарубежными (рис.). При этом значительная часть компаний, позиционирующих себя как логистический оператор, часто оказываются производственными предприятиями, сдающими третьим лицам свои складские помещения. По результатам экспертного анализа Всемирного банка по индексу эффективности логистики (LPI), в 2012 г. РФ занимает 95-е место из 155 стран мире со значением 2.58 (первое - у Сингапура с индексом 4.13). Компонентами индекса LPI являются: эффективность таможенного и пограничного контроля, качество транспортной инфраструктуры, конкурентоспособность цены поставок, компетентность и качество логистических услуг, возможность отслеживания грузов, своевременность поставки. Снижение в рейтинге по ряду позиций (инфраструктура, компетентность, своевременность) произошло с 2007 г., а по таможенному контролю мы вообще на 138-м месте, хотя еще в 2010-м это было далеко не призовое, но 115-е место [2]. Таблица 1 Структура рынка транспортно-экспедиционных услуг в РФ [1] Виды транспортно-экспедиционных услуг Млн руб. Удельный вес, % Организация грузоперевозок (экспедиторские услуги) 216141 11.0 Транспортная обработка грузов (перегрузочные терминалы) 92920 4.7 Хранение и складирование грузов 109780 5.6 Прочая вспомогательная деятельность 199843 10.2 Автомобильные грузоперевозки 170278 8.7 Грузовые авиаперевозки 54577 2.8 Железнодорожные грузовые перевозки 1059698 53.9 Водные грузовые перевозки 61891 3.1 Всего 1965128 100 Данные табл.1 свидетельствуют о значительной доле железнодорожных грузоперевозок - 54%, основные логистические операции по обработке, хранению и складированию не столь велики. Однако, по экспертным оценкам, в среднем логистические издержки составляют 20% ВВП. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, перевалка грузов, краткосрочное и длительное хранение, грузопереработка, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовка грузов, обеспечение доставки грузов, полный комплекс сервисных и коммерческих услуг. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz