Север и рынок. 2013, N 4.
экспорта стран третьего мира. Как результат, эти государства теряют возможность получения ресурсов для развития. Ситуация в Украине на сегодняшний день - критическая в этом отношении. Принцип «догоняющего» развития в долгосрочной перспективе не сработает. В Украине доминирует воспроизводство третьего технологического уклада (черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, многотоннажная неорганическая химия, потребление угля, универсальное машиностроение), расцвет которого в развитом мире пришелся на послевоенные годы прошлого века; присутствует также четвертый уклад (который также исчерпал себя в развитых экономиках еще в середине 1970-х гг.) - развитие органической химии и полимерных материалов, цветной металлургии, нефтепереработки, автомобилестроения, точного машино- и приборостроения, развитие традиционного ВПК, электронной промышленности, распространение автоперевозок, широкое потребление нефти. В мировой экономике, по сути, уже сложились предпосылки очередного этапа научно технологической революции, в рамках которого широко распространяется шестой технологический уклад. К его ключевым направлениям относятся: биотехнология, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, безотходные, экологически чистые технологии, в частности, на основе водородной энергетики, композитные материалы, керамика новых поколений, интеллектуальные продукты. Это те области, которые сейчас развиваются в ведущих странах особенно быстрыми темпами (иногда от 20 до 100% в год). Шестой технологический уклад также включает базисные производственные технологии, связанные с воспроизведением и функционированием человеческого капитала, государственного управления и правопорядка. По оценкам известных ученых, мы находимся сейчас как раз на такой стадии развития, которая характеризуется переходом действующего (пятого технологического уклада) к новому шестому технологическому укладу, или от нисходящей долгой волны цикла М. Кондратьева к восходящей волне нового [7]. В целом в Украине около 95% объемов произведенной продукции принадлежит к третьему (60%) и четвертому (35%) укладам. Доля продукции высших технологических укладов в экономике страны составляет: 4 и 0.1% - для 5-го и 6-го соответственно. Рост ВВП за счет введения новых технологий в Украине оценивается всего в 0.7%, в то время как в развитых странах в среднем этот показатель достигает 60%, а в некоторых государствах даже 90%. Инвестиционные вложения, которые определяют направления развития на будущие десятилетия, прежде всего стратегию экономического развития, также массово направляются в технологии низшего, третьего уклада - 75%, тогда как в области шестого уклада поступает лишь 0.5% инвестиций. Еще хуже ситуация с капиталовложениями на технологическое перевооружение и модернизацию. В условиях отсутствия четко сформулированной инновационной стратегии на национальном уровне, несовершенства законодательной базы в части стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, недостаточности нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства как такового, неразвитости инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства и ряда других негативных факторов формирование, а тем более ускоренное развитие национальной инновационной системы практически невозможно. Переход к инновационной модели, конечно, не может быть обеспечен лишь разработкой и принятием ряда законодательных и нормативных актов, способных преодолеть инерционность экономического мышления и высокие риски, создать адекватные стимулирующие механизмы для процесса разработки и использования новшеств [8]. В действительности, это серьёзная перестройка всего хозяйственного механизма на микро-, мезо- и макроэкономическом уровне, необходимость которой вытекает из коренного изменения роли технического прогресса в развитии современного общества. Реализация проектов инновационного развития в рамках государственно-частного партнерства способствует формированию предпосылок взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, но в то же время создает дополнительные риски в процессе осуществления совместных проектов (усложненный порядок реализации, высокие транзакционные издержки, риски формирования структуры корпоративного управления, неоднозначное отношение общественности и политические последствия) [5]. Накопленный международный опыт показывает, что большинство неудач связаны с неэффективной координацией, непрозрачностью конкурсного отбора и закупок и неправильно сформированной структурой проектов. Именно поэтому в ответ на проблемы, которые возникли при решении вопроса об эффективном управлении проектами и программами ГЧП, начали создаваться централизованные структуры по работе с проектами ГЧП. Нужно отметить, что в мировой практике не существует какого-то одного наилучшего типа организационной структуры по работе с проектами ГЧП. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz