Север и рынок. 2013, N 4.

частного бизнеса и государственного сектора в сфере исследований и разработок, но есть также и такие, которые организуют кооперацию внутри государственного сектора, соединяя исполнителей и пользователей [1]. Необходимо также выделить эффективный опыт США, успешность которого подтверждается уровнем их социально-экономического и технологического развития. Наука рассматривается здесь как естественный общественный продукт, и ее развитие определяется возможностями университетов, оплачиваемых налогоплательщиками. Программа передовых технологий (АТР), которая начала действовать с 1988 г., осуществляет государственную поддержку в разработке передовых технологий (на ранних стадиях исследований и разработок) совместными предприятиями и консорциумами, состоящими из фирм, университетов и/или правительственных лабораторий. Фактически ее цель - коммерциализация инновационных технологий, полученных в результате реализации программных проектов НИОКР в рамках ГЧП. С начала своего действия она претерпела некоторые изменения в связи со сменой стратегических ориентиров развития науки и технологий на федеральном уровне [1]. Актуален для Украины и опыт Финляндии, которая разработала концепцию формирования Национальной инновационной системы (НИС) еще в начале 1990-х гг. Основной принцип концепции заключался в том, чтобы создать единый сбалансированный механизм взаимодействия между производителем и потребителем знаний, то, чего особенно не хватает Украине сегодня. Фактически речь шла о формировании механизмов государственно-частных партнерств. При своем создании конструкция НИС опиралась на три основных фундаментальных блока: - национальная система образования, - инфраструктура для осуществления научных исследований, - набор политических механизмов, норм и правил, включая набор мероприятий, поддерживающих производство инновационных продуктов и услуг, рост наукоемких фирм, усиление генерации знаний в вузах, научно-исследовательских институтах [4]. Анализ опыта Финляндии показывает: ее развитие шло не по пути построения системы иерархической организации, а по пути выстраивания институциональной структуры, создания промежуточных финансовых институтов, инкорпорирующих в НИС такие конструкции, которые стимулировали формирование внешней сетевой системы взаимодействия акторов инновационной деятельности. По оценкам некоторых аналитиков, успех Финляндии в сфере инновационной экономики нельзя рассматривать только как среднесрочные действия, предпринятые в 1990-е годы по увеличению объемов финансирования НИОКР и созданию высокотехнологичной отрасли промышленности, коей явились информационно-компьютерные технологии [5]. Эти аналитики считают, что модернизация продолжалась около 30 лет, менялась государственная научно­ технологическая политика, создавались соответствующие организации и механизмы, стимулировавшие инновационную активность финских предприятий частного сектора. Интересен также в данном контексте опыт Южной Кореи, прежде всего, с точки зрения создания и развития инновационных сетей и кластеров, которые имеют тенденцию к региональной концентрации в пределах старых промышленных агломераций. Инновационные сети отличаются развитой специализацией, поддерживают тесные связи с высшей школой, государственными национально-исследовательскими институтами и частными фирмами. Примером могут служить Долина Даедук, технопарк Поханг и Долина Тегеран вокруг Сеула. Так, наукоград Долина Даедук, построенный по принципу Силиконовой долины, и является, в сущности, региональной инновационной системой со всеми присущими ей элементами: институтами разной природы, инфраструктурой, технологическим бизнес-инкубатором и высокотехнологическими промышленными фирмами. Стоит отметить, что синергетический эффект сетевого взаимодействия достигается несколькими инструментами: общим использованием дорогого научного оборудования, сотрудничеством в разработке «пакетных» технологий, инкубацией нового бизнеса и гибким использованием исследователей в разных комбинациях в зависимости от проектов. Воспользовавшись имеющимися в развитых странах инновациями, отдельные развивающиеся страны могут выходить на высокий технологический уровень и экспортировать свои продукты в развитые и развивающиеся страны (в среднесрочной перспективе) [6]. Для постсоциалистических стран, в частности, экспертами международных экономических организаций была рекомендована так называемая концепция «догоняющего» развития. Однако положения этой концепции не оправдывают себя в сложившихся условиях, поскольку высокоразвитые страны, ввиду происходящей постиндустриальной трансформации, перестают предъявлять спрос на традиционные товары 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz