Север и рынок. 2013, N 4.
В рамках мирового опыта взаимодействия государства и частного сектора в направлении развития инновационной сферы можно выделить основные принципы, на которых основаны современные формы ГЧП: 1. Бюджетное финансирование должно выступать катализатором инновационных процессов, т.е. лишь после того, как бизнес «увидит» эффективность реализации инновационных проектов за счет государственных средств, можно рассчитывать на его заинтересованность. 2. Софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управления проектами бизнесом или специализированными посредническими организациями. 3. Реализация функций поддержки государства инновационных компаний через бизнес- посредников, поскольку иногда чиновники не имеют достаточной квалификации для оценки качества проектов, которые подаются на рассмотрение, и не могут адекватно оценить связанные с ними риски. 4. Использование разных подходов государства к активизации инновационной деятельности - как за счет административной мотивации существующих инновационных предприятий, так и путем создания инновационных бизнес-единиц. 5. Развитие инновационных кластеров, в пределах которых возможен эффективный обмен лучшим опытом между малым и средним бизнесом, в частности при участии государственных структур. 6. Развитие системы неформальных взаимодействий между новаторами, которая разрешает облегчить взаимный обмен информацией и финансовыми средствами. 7. Усовершенствование нормативно-правовой базы, законодательного оформления оригинальных управленческих решений с учетом особого статуса ученых и научных организаций, возможностей прямого и косвенного финансирования передачи технологии и создание инфраструктуры [3]. В настоящее время наиболее распространенной формой организации государственно-частного партнерства в инновационной сфере является оформление отношений партнеров в рамках некоторой программы, которая формируется на основе интерактивных взаимодействий бизнеса, государственных исследовательских организаций и государственных органов управления (Австралия, Австрия, Нидерланды, США, Франция). Программу курируют и организуют государственные органы власти, а в оперативное управление подпрограммами активно вовлекаются государственные научно исследовательские организации, вузы и бизнес [3]. В качестве успешных примеров использования инструментов государственно-частного партнерства для реализации стратегических целей инновационной политики в рамках различных программ и организационных форм координации данных процессов интересным представляется опыт таких стран, как Чили, Австралия, США, Финляндия, а также Южная Корея. Чили. Лидером инновационного бизнеса в Чили на протяжении почти 30 лет остается основанный при паритетном участии правительства в 1976 г. Фонд Чили. Он занимается созданием новых видов бизнеса, основанных на перспективных инновационных проектах с последующей продажей созданных компаний в частную собственность. Главный фактор успеха данного проекта - создание инновационной управленческой команды из предпринимателей, которые проявили заинтересованность и готовность рисковать не только в коммерческих, но и в национальных целях. Деятельность фонда получает одобрение и ограниченное финансирование со стороны государства, при этом он остается бизнес-организацией, а не государственным учреждением. Фонд объединяет практически все этапы инновационного процесса - от идентификации рыночных ниш к конструированию «цепочек» создания стоимости и учреждения компаний. Фактически фонд выступает посредником между государством и частным бизнесом. Диверсифицированная структура фонда включает услуги, обучение, управление технологическими проектами, венчурное предпринимательство. Фонд использует смешанное финансирование и схему возвращения проектных инвестиций по мере выхода бизнеса на коммерческую самостоятельность с его дальнейшей продажей [4]. Одним из пионеров развития формализованного подхода к партнерству является Австралия. В 1990 г. была запущена программа «Кооперативные исследовательские центры» (КИЦ). Цель программы - связать развитие науки и производства, медицины, природопользования и тем самым обеспечить вклад долгосрочных исследований и разработок в экономическое развитие, укрепление здоровья нации, улучшение состояния окружающей среды. В настоящее время в стране функционируют 90 КИЦ. В среднем центр объединяет 15 организаций, из них 40% - университеты, 32% - фирмы, 24% - государственные лаборатории. Большинство центров объединяют партнеров 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz