Север и рынок. 2013, N 4.
Abstract. The article considers the experience of foreign countries in public and private sectors cooperation for realization of innovation projects. The institutional bases that provide an efficient PPP projects realization in the innovation sphere are analyzed. Keywords: economics, state-private partnership, innovations, mechanism, region, development, foreign experience Проанализировав предварительно современные тенденции развития стран-лидеров мировой экономики, можно утверждать, что на сегодняшний день инновационный путь развития является единственно верным для государств, стремящихся достичь позитивных тенденций социально экономического развития и, как результат, высокого уровня качества жизни населения, устойчивого экономического роста. При этом наука, образование и инновации становятся определяющими факторами успеха в глобальной конкурентной среде. Инновации разрабатываются в развитых странах, выводя их на еще более высокий уровень развития производства. Инновационная экономика требует наличия высокоразвитой науки, которая сможет обеспечить создание новых разработок, наряду с системой их коммерциализации и отбора наиболее экономически эффективных разработок. Сюда также включаются механизмы организации новых производств на их основе. В данных условиях формируются принципиально новые требования к организации, формам и методам управления и регулирования макро-, мезо- и микроэкономических процессов, в том числе и процессов инновационного развития. Для Украины, обладающей высоким научно-исследовательским потенциалом, но в то же время нуждающейся в развитии инновационной составляющей экономики, особенно актуальным становится вопрос формирования институциональных основ инновационного развития и разработки механизмов управления, которые бы позволили выйти на траекторию инновационного роста. Одним из таких относительно новых механизмов может стать государственно-частное партнерство (ГЧП) - формат взаимоотношений государственного и частного сектора, который продемонстрировал свою эффективность в более чем 60 странах мира в процессе реализации инфраструктурных проектов и программ инновационного развития. Принцип именно партнерских отношений позволяет получить необходимый долгосрочный эффект при реализации инновационных проектов, так как государство и бизнес самостоятельно не могут перевести экономику на инновационный путь развития по ряду объективных причин. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, мировой экономический рост уже более чем на 3/4 основывается на достижениях научно-технического прогресса, более половины полученных предприятиями прибылей формируется в результате продвижения на рынок новых товаров и услуг, а доля нематериальных активов в стоимости долгосрочных активов предприятий Западной Европы приближается к 50% (в США - к 70%), сохраняя достаточно высокие темпы роста, значительно превышающие темпы роста остальных активов. В конце XX - начале XXI вв. развитые страны Европы, а также США, Япония, Австралия и др. усилили внимание к проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор роста конкурентоспособности. За это время у них сформировались комплексные системы стимулирования различных аспектов и этапов инновационного процесса, которые включают множество прямых и косвенных инструментов стимулирующего воздействия, позволяющих охватить достаточно широкий спектр видов деятельности, начиная с исследований и завершая рыночным продвижением новых технологий,товаров и услуг. Результаты исследования мирового опыта свидетельствуют о том, что роль ГЧП в инновационной политике в разных странах различна, но проявляется явная тенденция к росту ее влияния на развитие инновационной активности. Доказано, что ГЧП - уникальный механизм для стимулирования сотрудничества в областях, где инновации имеют глубокие корни в науке. Кроме того, признано, что партнерство - наилучший инструмент для построения инновационных сетей в междисциплинарных областях исследований, таких, например, как нанотехнологии и геоэкономика [1]. Исключительная значимость ГЧП как эффективного инструмента реализации инновационной политики, как справедливо отмечает П.Савранский, определяется, во-первых, развитием инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса, во-вторых, повышением эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций, в-третьих, стимулированием частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста [2]. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz