Север и рынок. 2013, N 4.

Значения двух указанных показателей определены для каждого из регионов по данным за 2010 г. [2-4]. Из общей выборки исключены г. Москва и г. Санкт-Петербург, поскольку в них зарегистрировано значительное количество предприятий, реально находящихся за их пределами. Таким образом, можно считать, что статистика, необходимая для данного исследования, по этим регионам сильно искажена. Кроме того, для данных субъектов Федерации, представляющих собой города-мегаполисы, удельная степень обеспеченности транспортной инфраструктурой (например, протяженность транспортных путей на единицу площади территории) имеет иной смысл, чем для других регионов страны, поэтому сопоставлять их с прочими регионами в рамках одной и той же кластеризации было бы некорректно. Среди выделенных кластеров привлекает внимание один, характеризующийся уровнем ВРП несколько ниже среднего и наихудшим уровнем развития транспортной инфраструктуры. В этот кластер попадают почти все северные регионы (см. табл.1), что, в общем, неудивительно исходя из смысла проведенной кластеризации. Таблица 1 Перечень регионов выделенного кластера и их основные характеристики в 2010 г. Регионы ВРП, млн руб. Численность населения, тыс. чел. Амурская обл. 179508.7 829.2 Архангельская обл. 355884.2 1185.4 Астраханская обл. 145430 1010.7 Белгородская обл. 397069.9 1532.7 Иркутская обл. 539245.6 2428.7 Камчатский край 101677.1 321.8 Магаданская обл. 58174.3 157 Мурманская обл. 234649.1 796.1 Новосибирская обл. 482026.5 2665.9 Приморский край 464325.2 1956.4 Республика Бурятия 136374 972.7 Республика Коми 352334.5 901.6 Республика Саха (Якутия) 384725.9 958.3 Республика Хакасия 93709 532.3 Сахалинская обл. 492730.3 497.9 Ставропольский край 316888.9 2786.1 Томская обл. 284292 1045.5 Хабаровский край 351261.3 1344.2 Чукотский авт. округ 41974.2 50.5 Нашей дальнейшей задачей становится построение моделей, характеризующих зависимость ВРП регионов данного кластера (переменная GRP) от стоимости основных производственных фондов (переменная OPF), объема импорта технологий в экономику региона (переменная imp tehnol) и от различных факторов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры: плотность совокупной сети дорог - длина дорог всех типов в регионе, приходящаяся на единицу его площади (переменная plot seti ); плотность сети железных дорог в регионе (переменная plot gd); плотность сети автомобильных дорог (переменная plot avto ); а плотность промышленного производства - объем валового выпуска промышленности, приходящийся на единицу площади (переменная plot_prom). Среди всех выделенных факторов максимальная корреляция ВРП наблюдается с объемом производственных фондов (90%). На основе собранных данных была получена группа моделей с тремя независимыми переменными. Все полученные модели данной группы не имеют свободного члена, поэтому они могут быть вполне сопоставимы по показателю нормированного коэффициента детерминации (Adjusted R-squared). Параметры модели (1) представлены в табл.2. GRPi = 0 .3990PF i - 3.565 •imptehnoli + 5074.038-_ p lo tgd i. (1) 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz