Север и рынок. 2013, N 4.
МОДЕЛИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИМПОРТА ТЕХНОЛОГИЙ НА ВАЛОВОЙ ВЫПУСК СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ Р.М.Нижегородцев доктор экономических наук, зав. лабораторией экономической динамики и управления инновациями ИПУ РАН, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Н.А.Рослякова аспирант Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Аннотация. В работе построены линейные регрессионные модели, характеризующие связь между валовым региональным продуктом северных регионов и стоимостным объемом импортированных этими регионами технологий. Модели включают также показатели, выражающие степень развития транспортной инфраструктуры регионов. Ключевые слова: северные регионы, валовой региональный продукт, регрессионные модели, импорт технологий MODELS OF TECHNOLOGY IMPORTS IMPACT ON GROSS OUTPUT IN NORTHERN REGIONS R.M.Nizhegorodtsev Doctor of Sciences (Economics), head of department Institute for Management Studies of RAS leading researcher Luzin Institute for Economic Studies of KSC, RAS N.A.Roslyakova post-graduate student Institute for Economic Studies, Far East department of RAS Abstract. The work presents linear regression models describing correlation between gross regional product of northern regions and the value of technologies imported by these regions. The models also include indicators showing development level of the regions’ transport infrastructures. Keywords: northern regions, gross regional product, regression models, import of technologies Одной из основных проблем современной Российской Федерации является территориальная неоднородность, которая углубляется с каждым годом вот уже в течение десятков лет. Значительная часть регионов находится в состоянии инфляционного разрыва, недооцененные ресурсы утекают из этих регионов в другие, более успешные. Меньшая часть регионов пребывает в рецессионном разрыве, они являются центрами притяжения ресурсов всех типов - трудовых, финансовых, капитальных благ [1]. Таким образом, специфика северных регионов России интересна не только сама по себе, а прежде всего в контексте территориальной дифференциации субъектов федерации в целом. Для установления этой специфики и той роли, которую играет транспортная инфраструктура в стратегиях развития регионов, была проведена кластеризация российских регионов по двум параметрам - валовой региональный продукт и так называемый коэффициент Успенского, характеризующий уровень развития транспортной сети региона: L ^SNQ — ,т => V //S • N • Q где L - эксплуатационная длина сети региона; S - площадь территории региона; N - численность населения региона; Q - суммарный объём всех видов материальной продукции, отправленной транспортом. Коэффициент Успенского - обобщённый коэффициент, отражающий уровень совместного обслуживания транспортной сетью населения и промышленности региона. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz