Север и рынок. 2013, N 4.

На наш взгляд, главной задачей КИП моногородов является поиск путей его модернизации и создания условий для последующего инновационного развития экономики. Следует отметить, что при разработке КИПов были предусмотрены проекты, которые либо не могут являться первоочередными, либо технически и технологически невыполнимы. Заказчики по существу надеялись на использование федерального бюджета, так как средств муниципальных и региональных бюджетов с трудом хватает на обеспечение функционирования объектов социальной сферы. Полагаем, что средства федерального бюджета должны быть направлены в основном на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, например, на подготовку промышленных зон для реализации инвестиционных проектов, создание развитие инновационной инфраструктуры и привлекательности города. Как показывает анализ КИП рассмотренных моногородов, помимо проектов модернизации градообразующих предприятий и повышения их конкурентоспособности, в них включены проекты по созданию инновационных предприятий сферы услуг, в том числе малого и среднего бизнеса, что позволит создать высокооплачиваемые рабочие места. В КИПах предусмотрены мероприятия по реализации жилищной политики - решение проблемы ветхого и аварийного жилья, ремонт сетей ЖКХ, развитие транспортной инфраструктуры. Это позволит создать благоприятный предпринимательский климат, так как наличие и качество жилья в моногороде является значительным условием для привлечения инвестиций. К недостаткам разработанных КИП можно отнести не в полной мере технико-экономическое обоснование модернизации действующих и создания новых объектов, что потребует их доработки. Анализ КИП моногородов Арктической зоны РФ показал, что эти города обладают большим потенциалом для устойчивого развития. В результате их реализации в моногородах могут произойти изменения, которые затронут все стороны экономического и социального развития. Следует отметить, что не менее значимым этапом создания КИП является их эффективная реализация. Прежде всего это связано с осуществлением профессионального управления через специально отобранную, желательно по конкурсу, управляющую команду. Еще одним важным элементом успешной реализации КИПов является продвижение и поддержка инвестиционных проектов со стороны администрации города, в том числе в вопросах подготовки документов, получения финансовых и иных ресурсов, поиска инвесторов и т.д. Исключительно важно создать условия для оперативного и полного мониторинга выполнения КИПов, организовать обучение и повышение квалификации административных работников на каждом этапе формирования и реализации КИП. Литература 1. Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов. Режим доступа: http://gov.cap.ru/home/24/oip/ 17.doc 2. Опыт составления комплексных инвестиционных планов моногорода. Поиск эффективных решений от IMC Montan/WYG International. Режим доступа: http://www.imcmontan.ru/team/publication/ Presentation.pdf 3. Любовный В.Я. Монопрофильные города: состояние, проблемы, причины и возможности реабилитации // Моногорода: современные решения: Общерос. конф. Режим доступа: http://www.monocityforum.ru/netcat_files/143/173/h_8f375f97c8c69124c052b6fcf771eab7 4. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного города Ковдор городского округа Ковдорский район Мурманской области. Режим доступа : http://minec.gov- murman.ru/opencms/export/sites/mineconomy/content/devel_city/sub06/sub04/2.doc 5. Комплексный инвестиционный план развития моногорода Губкинский. Режим доступа: gubadm .rm documents/reformafmans/ 12.03.2012.doc 6. Комплексный инвестиционный план развития муниципального образования городского округа Инта. Режим доступа : http://www.adminta.ru/index.php/docssovets/project/1724--qq 7. План модернизации моногорода Норильска (утв. 02.08.2011). Режим доступа: http://econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/1730_kompleksnij_investicionnij_plan_modernizacii_monogor oda_norilxska.pdf 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz