Север и рынок. 2013, N 4.

предприятий прежде всего зависит от состояния и динамики рынка нововведений, состояния рынка технологий, ноу-хау, инновационных ресурсов, интеллектуального труда и т.д. Инновационная активность сферы материального производства может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши [7]. Повышение инновационной активности предпринимательства в АЗРФ невозможно без использования «человеческого капитала» и его научных знаний, воплощаемых в последующих инновациях. Результативность стадий инновационного процесса во многом обусловлена творческой активностью занятых в ней работников, ее трудно повысить, опираясь только на научную организацию труда и рациональное управление. Очевидно, что с течением времени часть специалистов может утратить свои навыки. В этой связи необходимо регулярно проводить аттестацию занятых инновационной деятельностью работников, что позволит поддерживать уровень их квалификации. Эффективное использование инновационного потенциала промышленных предприятий АЗРФ за счет повышения роли управления инновационной активностью служит решению проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на глобальном экономическом пространстве [8]. Авторы полагают, что для повышения инновационной активности промышленных предприятий АЗРФ необходима разработка модели управления инновационной системы промышленных предприятий. Предложенная модель должна обеспечить активизацию инновационной деятельности промышленных предприятий, раскрыть их инновационный потенциал - главные условия повышения эффективности производства и укрепления конкурентоспособности предприятий регионов. Рассмотренный комплекс мер, безусловно, не охватывает многообразия организационно­ экономического механизма повышения эффективности инновационной активности промышленных предприятий Арктической зоны Российской Федерации. Литература 1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. / Правительство Российской Федерации. Режим доступ а http://government.ru/gov/results/17449/ 2. Цукерман В.А. Государственное регулирование инновационной экономики арктических регионов // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2012: материалы III Всеросс. науч. семинара (28-30 июня 2012 г., Сыктывкар): в 2 ч. Сыктывкар, 2012. Ч. II. 264 с. C.234-241. 3. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М., 2008-2012. 4. Селин В.С. Механизм промышленной инновационной политики в территориальных системах // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1 (29). С.26-30. 5. Структурные изменения в российской промышленности / под ред. Е.Г.Ясина. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С.303. 6. Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2012. № 3. С. 139-143. 7. Козлов А.А. Инновационная система предприятия как инструмент обеспечения инновационного развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 2 (28). С. 53-55. 8. Управление знаниями в современной компании: стратегии, структуры, технологии: моногр. / И.С.Анненков, Р.М.Нижегородцев. Киров: Аверс, 2013. 256 с. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz