Север и рынок. 2013, N 4.

1. Творческая инновационность. Данный критерий предполагает выполнение исследований и разработок собственными силами, создание творческих коллективов и других организационных форм для решения конкретных задач. 2. Инновационная лояльность. Данный критерий предполагает позитивное восприятие новшеств и в целом инновационной модели развития менеджментом предприятий. 3. Процессная инновационность. Данный критерий предполагает превращение новшеств в новые продукты. Следует в порядке эксперимента провести полномасштабное исследование интенсивности и регулярности усилий на примере промышленного предприятия по созданию и реализации инновационных проектов. К основным показателям, характеризующим уровень инновационной активности промышленных предприятий, можно отнести: • долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в общем объеме расходов предприятий; • эффективность затрат на НИОКР; • долю инновационной продукции в объеме продукции, произведенной предприятиями; • долю научно-технического персонала в структуре предприятий; • соотношение приобретаемых и продаваемых технологий; • коэффициент коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. На рис.2 представлен показатель по регионам АЗРФ, характеризующий уровень инновационной активности промышленных предприятий за период с 2007 по 2011 гг. [3]. 0(DШ >s .0 1 -О (Б -♦— Республика Коми - * — Республика Саха (Якутия) Архангельская область Камчатский край Мурманская область Российская Федерация Рис.2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в регионах АЗРФ и РФ в целом, % В регионах АЗРФ положительная динамика не просматривается, сохраняется низкий уровень инновационной активности. За последние 5 лет в среднем он не превышал 12% (рис.2), в то время как величина показателя уровня инновационной активности по странам Европейского союза составляет более 20% [5]. Реального инновационного развития не происходит. Стагнация инновационной сферы в АЗРФ в немалой степени связана с отсутствием долгосрочной промышленной политики, позволяющей минимизировать зависимость от мировых кризисов с учетом факторов промышленного развития. Особое ограничение по развитию инновационно-промышленной политики АЗРФ и экономической интеграции связано с несовершенством Арктической транспортной системы. Создание Арктической транспортной системы является необходимым инструментом дальнейшей активизации развития промышленности. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz