Север и рынок. 2013, N 4.
Особенность России заключается в её северности. Порядка 65% территории относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Именно Север и Арктика являются основой повышения ВВП страны и темпов развития экономики. Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) - это обширная жизненно важная часть территории с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития. Инновационная активность предприятий предполагает создание новшеств, которые будут признаны уникальными, позволят перейти к новой организационно-технологической структуре производства и обеспечат конкурентоспособность получаемой с его помощью продукции. В соответствии со Стратегией развития России на период до 2020 года (далее - Стратегия) для реализации курса на переход к инновационному типу экономики должна быть проведена модернизация всех отраслей промышленности, что предполагает разработку и применение принципиально новых технологий и оборудования в сочетании с последовательным совершенствованием имеющихся на вооружении предприятий производственного аппарата [1]. Рациональное решение этих задач требует повышения инновационной активности предприятий, перестройки экономического механизма управления инновационной деятельности. Сложность формирования и практического осуществления государственной инновационной политики в немалой степени связана с состоянием разработки теории инновационного развития. На сегодняшний день можно говорить лишь о разработанных отдельных ее фрагментах. Следует отметить, что в России в последние годы формируется нормативно-правовая база инновационной деятельности. Государственная политика в этой сфере начинает принимать системный характер, определяется роль государства в инновационных процессах, формируются механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором, разрабатываются механизмы стимулирования предприятий и научных организаций к инновационной деятельности [2]. Современное состояние научно-технической сферы таково, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, развитию инновационной инфраструктуры Российская Федерация заметно отстает от развитых стран. Как следствие, отмечается низкий уровень интеграции в мировую инновационную систему, на рынке высоких технологий крайне редко появляется готовый отечественный инновационный продукт, привлекающий внимание инвесторов и потребителей. В страну не спешат поступать средства венчурных организаций для финансирования инновационных проектов. Инновационная активность промышленных предприятий АЗРФ позволяет укрепить позиции на международных рынках высокотехнологичной продукции за счет лидерства в определенных сферах. Сегодняшнее состояние большинства хозяйствующих субъектов не позволяет выйти на позиции лидера. Экономика АЗРФ значительно отстает от передовых стран, более того, с каждым годом отставание усиливается. Объем инновационных товаров, выполненных работ, услуг от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в регионах АЗРФ в четырех регионах из девяти уменьшается (табл.) [3]. Таблица Объем инновационных товаров, выполненных работ, услуг от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в регионах АЗРФ, % Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Республика Коми 5.5 4.7 0.6 3.2 7.8 Архангельская обл. 0.1 0.1 0.3 0.4 0.2 Мурманская обл. 0.2 0.2 0.3 0.5 0.2 Ханты-Мансийский АО 0.6 0.7 0.5 0.9 2.2 Ямало-Ненецкий АО 0.2 0.4 0.3 1.4 1.5 Республика Саха (Якутия) 0.4 2.6 2.0 1.1 0.4 Камчатский край 1.1 0 0 0.1 0.4 Магаданская обл. 0.5 3.3 3.4 5.2 3.7 Чукотский АО 6.3 5.4 3.4 0.1 0 РФ 4.6 5.0 4.5 4.8 6.3 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz