Север и рынок. 2013, N 4.
производств, в частности судостроения и судоремонта. Такая ориентированная на реальный спрос стратегия соответствует перспективным условиям глобальной промышленной кооперации при длительном сохранении или даже росте потребностей в соответствующих видах сырья. В то же время перспективы сырьевой специализации промышленного сектора северных регионов имеют ряд ограничений и рисков, которые необходимо учитывать при прогнозировании направлений инновационной индустриализации: 1) повышенные издержки производства, что обусловлено как высокими трудозатратами, так и дополнительными транспортными, энергетическими и т.п. видами издержек. В условиях растущей международной конкуренции это может оказаться существенным негативным фактором; 2) высокая неустойчивость мировых сырьевых рынков, обусловленная, с одной стороны, ростом спроса в развивающихся странах, а с другой - политикой ресурсосбережения, осуществляемой практически повсеместно; 3) в мировой практике в целом наблюдается тенденция снижения прибыльности сырьевого сектора, что обусловлено как ухудшением условий добычи, так и возрастанием экологических ограничений и уровня отчислений на охрану окружающей среды; 4) нарастают риски стратегического характера, связанные с постоянным улучшением возможностей и показателей перехода на альтернативные виды ресурсов, что в первую очередь касается топливно-энергетического и, в меньшей мере, металлургического секторов. Одним из основных факторов снижения рисков будет выступать именно инновационная модернизация ресурсных отраслей Севера и Арктики, при этом принципиальное значение имеет обеспечение их заказов на новую технику именно отечественными научно-техническими комплексами и предприятиями. В уже упоминавшейся Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено стимулирование устойчивого платежеспособного спроса на высокотехнологичную продукцию, инновационные технологии, материалы и услуги в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости формирования инфраструктуры при добыче углеводородного сырья, в том числе путем совершенствования системы государственных закупок и закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий. Важно, чтобы этот спрос обеспечивался национальными производителями, в том числе на основе импортозамещения [1]. Что касается новых проектов, то по инвестиционной привлекательности северные и, особенно, арктические регионы постоянно занимают лидирующее положение. Так, индексы инвестиционной конкурентоспособности в большинстве из них превышают единицу, в Ханты- Мансийском национальном округе составляют 3.8, в Чукотском - 4.1. Инвестиционная конкурентоспособность определяет потенциал регионов, то есть их способность конкурировать (природные ресурсы, трудовой потенциал, транспортная и энергетическая инфраструктура и т.п.), а инвестиционная активность - как этот потенциал используется (табл. 1) [2]. Таблица 1 Изменение позиций регионов по инвестиционной активности Регион Позиция (чем ниже порядковый номер, тем выше инвестиционная активность) 2004 2005 гг. 2005 2006 гг. 2006 2007 гг. 2007 2008 гг. 2008 2009 гг. 2009 2010 гг. Ненецкий АО 1 1 1 1 1 1 Ямало-Ненецкий АО 2 2 2 2 2 2 Сахалинская обл. 3 3 3 3 5 5 Ханты-Мансийский АО 4 4 4 4 4 3 Чукотский АО 5 5 7 7 6 6 Республика Саха (Якутия) 13 10 6 6 3 4 Республика Коми 8 6 10 10 7 8 Мурманская обл. 36 26 55 55 36 48 Магаданская обл. 48 60 64 64 40 21 Архангельская обл. 17 15 46 46 61 71 Камчатский край 67 19 63 63 33 14 Республика Карелия 25 47 66 66 73 79 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz