Север и рынок. 2013, N 4.

• подготовке инструментария управления рисками, препятствующими устойчивому развитию городов и выходу их на инновационный сценарий развития; • разработке документов для получения софинансирования из различных бюджетов и других источников; • включению администрации городов и регионов и экспертного сообщества в работу по мониторингу состояния социально-экономического развития моногородов, а также предоставлению возможности оперативного реагирования. Согласно методическим указаниям Минрегионразвития РФ, основными целями реализации КИП модернизации моногородов являются: • в краткосрочной перспективе - обеспечение занятости части работников градообразующих предприятий, находящихся в критическом состоянии, в том числе за счет создания рабочих мест и организации общественных работ; • в средне- и долгосрочной перспективе - снижение доли градообразующего предприятия (предприятий) для исключения города из перечня монопрофильных поселений [1]. Несмотря на различия моногородов, все КИПы предусматривают несколько стратегических направлений модернизации их экономики: • развитие потенциала и увеличение удельного веса существующих предприятий, не определяющих монопрофильный характер развития города, создание новых; • развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение самозанятости и занятости трудовых ресурсов, повышение уровня доходов жителей; совершенствование социальных институтов и отношений, развитие личности; • содействие институциональному развитию моногородов, а также деятельности по стратегическому планированию этого развития, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками всеми сторонами, заинтересованными в результатах развития или имеющими возможность влияния на них; • развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции предприятий моногородов и содействие эффективности их взаимодействия; • обеспечение формирования благоприятных условий развития, включая повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями; • привлечение инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития моногородов, осуществление мер государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством и снижение административных барьеров; • внедрение инструментов повышения ответственности государственных и муниципальных служб, призванных обеспечивать поддержку и социальную защиту населения. Принимая во внимание масштабность монопрофильных городов в экономике Арктической зоны РФ, а также вероятность ухудшения в них социально-экономической ситуации, представляется актуальным рассмотреть пути реальной модернизации с учетом факторов, связанных с инновационным развитием территорий. При этом необходимо учесть роль моногорода в системе расселения, его производственно­ хозяйственные связи, возможности научного потенциала, историко-культурного наследия, а также агломерационное влияние. Переход к устойчивому развитию моногородов Арктической зоны РФ обусловлен с возможностью использования многообразие природных ресурсов, а также возможностями реализации на их основе инновационного развития. Они являются главными опорными центрами, которые могут обеспечивать пространственное единство страны и ее целостность. Построение территориальной социально-экономической системы сырьевого региона требует создания современных транспортных, производственных и др. систем с помощью моногородов. Устойчивость этих систем сопряжена с взаимосвязью между моногородами в процессе освоения ресурсов и формирования нового экономического пространства. Упорядоченная совокупность моногородов и поселков городского типа в Арктической зоне РФ, на наш взгляд, должна строиться по системному принципу, что предполагает диверсификацию функций моногородов в соответствии со специализацией региональной экономики. При обеспечении развития отдельных составляющих пространственной системы, в том числе моногородов, в качестве основного фактора выступает природно-сырьевой, при этом город и месторождение полезных ископаемых рассматривается в неразрывном единстве. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz