Север и рынок. 2013, N 4.

достижение целей модернизации возможно при обосновании содержания нового образования, исходя из сущности логико-лингвистического моделирования СЭС, коммуникативной деятельности в сфере управления и системного подхода к обоснованию содержания образования кадров управленцев. Когнитивно-коммуникативная деятельность в данном случае понимается как ситуативно обусловленное взаимодействие субъектов, вовлеченных в управленческую деятельность в рамках СЭС, интеракциональный процесс генерации, обработки, интерпретации смыслов, передаваемых вербальными средствами, формат которых предопределен характером речеактного фрейма. Обращение к лингвистическим, коммуникативным параметрам управленческих актов обусловлено необходимостью междисциплинарного комплексного анализа аналитических зависимостей, предопределяющих выработку стратегий управления. Под стратегией управления СЭС понимается совокупность правил определения знаний партнеров управляемого процесса, удовлетворяющих критериям решения, т.е. достижения стратегических целей. Стратегия может быть представлена в виде правил (детерминант) достижения целей. Достижение стратегических целей осуществляется в том числе и через процесс распознавания и разрешения проблемных ситуаций. Исследование данного процесса с необходимостью предполагает междисциплинарность в силу комплексного, многоаспектного характера объекта исследования. В связи с этим предполагается разработка конструктивного проекта организации взаимодействия экспертов, владеющих специальными научными, техническими, культурными и другими познаниями. Основной задачей данного проекта является логико-лингвистическое моделирование проблемной области СЭС, распознавание угроз проблемных ситуаций, разработка и проверка гипотез ее предотвращения или разрешения через создание системы детерминант, предопределяющих процесс достижения стратегических целей. Такого рода детерминанты в значительной степени имеют когнитивно­ коммуникативные основания. Соответственно, логико-лингвистическая модель проблемной области СЭС в виде семантической сети предполагает: • внедрение междисциплинарной методологии формирования самоорганизующихся коммуникаций, понимаемых как эффективное целенаправленное общение участников взаимодействия в управляющей структуре СЭС, • перевод дисциплинарных понятий в синергетический тезаурус СЭС, • построение динамической модели СЭС как системы управления, выделение когнитивно­ коммуникативной составляющей данной модели. • анализ управляющих воздействий (распоряжений, приказов, положений, предписания, инструкций, законов, рекомендаций, нормативных документов и т.д.) в текстовом и дискурсивном (речеактном) формате как единиц оперативного, тактического, стратегического общения. Предварительный анализ показывает, что логико-лингвистическое моделирование, когнитивно-прагматический фреймовый анализ дискурсивной составляющей совокупности процессов, происходящих в управлении СЭС различного уровня, позволит обнаружить детерминирующие успешность данных процессов факторы, а выявление динамических зависимостей детерминант позволит регулировать процессы достижение стратегических целей в управлении СЭС. Содержание образования должно сводиться к совокупности знаний о системах, а также их взаимодействий, входящих в предметную область. Задача системы образования управленцев состоит в передаче учащимся совокупности знаний о соответствующих системах, позволяющих распознавать и предотвращать угрозы возникновения проблемных ситуаций, разрешать возникшие проблемные ситуации всех классов (операционные, тактические, стратегические). Современная экономическая наука не может решить проблему оценки человеческого капитала. В настоящее время ограничиваются лишь оценкой затрат на его приобретение, не касаясь оценки эффективности его использования [4], достаточно убедительно раскрывая значение интеллектуального капитала в современных условиях несовершенной конкуренции. Эффективное развитие экономики не происходит само по себе. Оно является следствием принимаемых решений в УС СЭС. При разрешении сложных глобальных проблем с участием многих ЛПР успех зависит не только от их индивидуальной компетенции, но и от эффективности межличностного взаимодействия, от организации коллективной интеллектуальной деятельности в процессе коммуникации. Однако не сама УС непосредственно участвует в эффективном развитии экономики, она создает условия, приводящие в процессе адаптации СЭС к синергетическому эффекту. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz