Север и рынок. 2013, N 4.
7. OECD Innovation Policy and Performance. A Cross Country Comparison. Paris: OECD, 2005. 8. The 1990s in Japan: A Lost Decade / Hayashi Fumio and Edward C. Prescott // Review of Economic Dynamics 5(1). 2002. Р.206-235. 9. Unnatural Selection: Perverse Incentives and the Misallocation of Credit in Japan / Peek Joe and Eric S. Rosengren // The American Economic Review 95(4). 2005. Р.114-1166. 10. Competition in Japan / M.E.Porter and M.Sakakibara // The Journal of Economic Perspectives. 2004. 18(1). 11. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России. M.: Наука, 2011. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА_____________ В. С.Жаров доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета главный научный сотрудник Кольский филиал Петрозаводского государственного университета Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования механизма управления инновационным развитием экономики регионов Севера. Обосновывается формирование региональной инновационной системы в каждом регионе - субъекте федерации. Предлагается реализация политики «кнута» и «пряника». Ключевые слова: механизм управления, целевые показатели, инновационное развитие, экономика регионов Севера METHODOLOGICAL APPROACH TO FORMATION OF MANAGEMENT MECHANISM OF INNOVATION DEVELOPMENT OF NORTHERN REGIONS’ ECONOMIES V.C.Zharov Doctor of Sciences (Economics), Dean of economic faculty cnief researcher Kola Branch of Petrozavodsk State University Luzin Institute for Economic Studies of KSC, RAS Abstract . The problems of formation of management mechanism of innovation development of northern regions’ economies are considered. Formation of a regional innovation system in each region, of the Russian Federation is substantiated. Implementation of the policy of "carrots" and "sticks" is proposed. Keywords :management mechanism, targets, innovative development, economy of northern regions Существует ярко выраженная оторванность теорий инновационного регионального роста от условий функционирования экономики регионов - субъектов федерации. С одной стороны, под регионом в таких теориях подразумевается определенная территория различного масштаба, которая может быть частью какой-либо страны (и необязательно являться ее административной единицей), а может включать и части различных стран. С другой стороны, нет единой теории инновационного регионального роста, а существуют различные школы регионалистики - американская, британская и скандинавская [1]. При этом возникает ряд вопросов. Во-первых, что понимать под региональной инновационной системой (РИС) применительно к экономике России? Может и должна ли формироваться РИС в субъектах федерации? Во-вторых, какие знания являются определяющими для формирования инновационной экономики регионов? Кто должен поддерживать их развитие, в том числе обеспечивать финансирование - федеральный центр, субъекты федерации, муниципалитеты? Каков алгоритм распространения знаний? Для решения этих и подобных им вопросов нужна, по-нашему мнению, разработка единой методологии формирования, функционирования и развития РИС, которая прежде всего должна позволить выделять их типы, а также определять условия и факторы их системной организации. В условиях функционирования российской экономики РИС должна формироваться в каждом регионе - субъекте федерации как типе региона, имеющем все рычаги административного 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz