Север и рынок. 2013, N 4.

Направления государственной политики, способствующей прохождению второй и третьей стадий, как следует из анализа международного опыта, должны группироваться вокруг решения следующих задач [11]: создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды; развитие науки и ее проблемная ориентация на решение задач инновационного развития страны; развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской средой, совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний; поддержка прорывных направлений технологического развития. Исходя из вышесказанного, описывая инвестиционную стадию развития, мы будем включать в нее элементы, институты и институциональные механизмы, которые традиционно относят к более поздней стадии, но создание которых на инвестиционной стадии желательно для ускорения процесса перехода к развитию на основе собственных нововведений. Первая из перечисленных задач должна в основном решаться в рамках реализации инвестиционной стадии. Полное решение второй и третьей задач нельзя привязать к определенной стадии. На каждой стадии необходимо последовательно решать определенные этапы данных задач. Необходимо отметить, что на чисто инвестиционной стадии в традиционном ее понимании нет необходимости иметь сильную науку, тем более заниматься фундаментальными исследованиями. Но надо понимать, что сильная наука не возникает на пустом месте и недостаточное ее развитие на данной стадии означает отсутствие важной предпосылки перехода к развитию на основе собственных инноваций. Что же касается поддержки прорывных направлений технологического развития, то основная нагрузка по решению этой задачи должна прийтись на стадию, основанную на национальных нововведениях, поскольку осуществлять эту поддержку невозможно без прохождения основных элементов инвестиционной стадии. В заключение хотелось бы отметить, что хотя о задаче ликвидации технологического разрыва России говорят давно, но действий в этом направлении, продуманных мер все это время было явно недостаточно. Продолжение такой политики, часто декларативно-амбициозной, а иногда весьма необоснованной, чревато значительным углублением и расширением «долины смерти» между Россией и развитым миром. Зачастую в рамках этой политики происходит распыление средств на проекты, инициаторы которых надеются на «скачок», для совершения которого нет оснований. Опасна практика бросания в «котел» бесперспективных проектов денег в надежде на то, что-то в нем, наконец-то, что «сварится» и в одно прекрасное утро страна обретет технологическое величие. Сегодня надо принять, что Россия уже давно не великая держава, чтобы она стала таковой, ее надо превратить в державу обучающуюся. Должен быть проведен объективный и, возможно, нелицеприятный анализ ошибок государственной политики уходящего десятилетия. Из этих ошибок необходимо извлечь уроки, так как, забывая сделанные просчеты, игнорируя их, мы можем оказаться в ситуации «хождения по кругу», воспроизведения прежних заблуждений, потери времени для ликвидации разрыва между Россией и промышленно развитыми странами. Наконец, необходимо учитывать, что в экономике, многие институты которой давно уже морально устарели, нельзя создать современной национальной системы. Нужны серьезные общеэкономические реформы. Литература 1. Цукерман В.А. Государственное регулирование инновационной экономики арктических регионов // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2012: материалы Третьего Всероссийского научного семинара (28-30 июня 2012 г., Сыктывкар): в 2 ч. Сыктывкар, 2012. Ч. II. C.234-241. 2. Цукерман В.А. О стратегии инновационного развития регионов Севера, связанных с освоением морских ресурсов // Север и рынок. 2011. № 2(28). С.69-72. 3. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисл. В.Л.Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 4. Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2012. № 3. С.139-143. 5. Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4. 6. Technology Policies in Japan: 1990 to the Present / Goto Akira and Motohashi Kazuyuki // In the 21st Century Innovation Systems for Japan and the United States: Lessons from a Decade of Change. Washington: The National Academies Press, 2009. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz