Север и рынок. 2013, N 4.
университетами патентов на изобретения вышло на уровень, близкий к уровню университетов США. Значительно возросло число совместных проектов университетов и промышленности (приблизительно с 1500 в 1995 г. до более чем 10000 в 2005 г.). Число университетских стартовых фирм в Японии и Америке стало близким. Наибольшая доля приходилась на биотехнические новые фирмы, основанные на одной технологии (37.8%), следующая по значению доля - на компании ИКТ (30%). С другой стороны, доходы, которые получили японские университеты от лицензирования, были по-прежнему мизерными. Лишь малое количество академических стартовых фирм достигли стадии Initial Public Offering. В качестве основных причин нерешенности этих задач следует указать: • недостаточное количество генераторов идей, способных служить основой создания радикальных технологии; • отсутствие в стране серьезных научных школ в области фундаментальных исследований; • высокую степень монополизации и олигополизации в Японии рынка хай-тек; • неучет интенсивно идущих процессов фрагментации цепей создания добавленной стоимости. В числе других причин можно назвать также отсутствие реально значимых университетских изобретений, недостаток опыта и знаний для разработки лицензионных стратегий, слабую инфраструктуру поддержки роста стартапов (в частности, недостаточный профессионализм обслуживающего персонала, ограниченный объем рискового капитала). Иными словами, выбраться из имитационной ловушки, в которой оказалась Япония, оказалось непросто. Таким образом, с одной стороны, трудно оспорить тот факт, что страна, находящаяся на ресурсной стадии развития, с необходимостью должна пройти инвестиционную (имитационную) стадию развития. Но, с другой стороны, надо признать и то, что при современном уровне развития рынка и производства технологий реализация чисто имитационного пути рано или поздно заводит страну в тупик, если при этом не создаются ресурсные и институциональные основы для перехода на следующую стадию развития, основанную на собственных нововведениях. Основными характеристиками этой стадии являются: интенсивные инвестиции в человеческие ресурсы в науке и технологиях; создание технологически новых продуктов и технологий; развитие внутризвенной, внутрицепной и межцепной диффузии инноваций; горизонтальные и вертикальные переливы капитала в цепях создания добавленной стоимости (ЦДС); конкуренция на основе продуктовых и процессных инноваций в ЦДС; перемещение за границу малоэффективных видов деятельности. Очевидно, что при прохождении инвестиционной стадии уже должны создаваться предпосылки для перехода к следующей стадии, основанной на национальных нововведениях. Для этого необходимо заранее создавать институты и институциональные инструменты, направленные на решение соответствующих задач. Это должно делаться по мере прохождения определенных этапов выращивания абсорбционного потенциала страны, развития процессов технологического обучения предприятий, создания у них мотивационной основы для инновационной деятельности; это во многом обусловлено требованием наличия достаточного промежутка времени для создания и отладки институтов, которые традиционно относят к стадии развития, основанной на нововведениях. Кроме того, длительная ориентация страны только лишь на решение задач имитационного развития может привести к существенному снижению творческого потенциала нации, человеческого ресурса в науке и технологиях, может способствовать исчезновению у него способностей к решению сложных задач научно-технического характера. Короче говоря, речь следует вести о смешанной политике, реализующей параллельно институты и институциональные инструменты двух разных стадий в определенных пропорциях. Эти пропорции задаются: • давлением внешних условий; • реальными возможностями национальной инновационной системы страны; • действием последовательных причинно-следственных связей функционирования данных институтов, необходимостью замещения одних другими; • наличием конфликтов интересов, возникающих в связи с преждевременным строительством некоторых институтов, присущих стадии развития, основанной на собственных инновациях. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz