Север и рынок. 2013, N 4.
создавать радикально новые продукты и процессы. То есть речь шла о стадии развития, основанной на собственных инновациях. Правительство страны стало прикладывать все больше усилий к тому, чтобы «подхватывать» не передовые технологии, как это бывало раньше, а элементы американской институциональной модели взаимодействия науки и промышленности. Процесс «подхватывания», прежде всего, касался институционального обеспечения развития фундаментальной науки, процессов трансфера технологий от университетов в промышленность, кооперативных процессов между государственными исследовательскими институтами, университетами и производственными предприятиями. Надо сказать, что японское правительство достаточно долго не обращало внимания на необходимость развития фундаментальной науки. В качестве источника прогрессивных научных идей в основном использовались США. В 1994 г. правительство тратило на ИиР только 0.59% от ВВП, в то время как США - 0.88. Устаревало оборудование для проведения фундаментальных исследований: 50% в национальных университетах и 35% в национальных лабораториях имело возраст, превышающий 20 лет. Был также ощутим недостаток поддержки научно-исследовательского персонала. Принятое решение о модернизации, в частности, обязывало правительство каждые 5 лет разрабатывать Основной план развития науки и технологий (Basic Law on Science and Technology). Во главе угла всех этих планов стояло резкое увеличение правительством финансирования ИиР. Другой целью было развитие персонала, проведение институциональных преобразований в секторе ИиР. В рамках основных планов университеты и исследовательские институты получили средства, чтобы модернизировать свое научное оборудование, создать места для постдокторантов. Среди институциональных преобразований важное место занимало формирование более конкурентной исследовательской среды, включая конкурсное финансирование ИиР. Система поддержки исследований с опорой на оценочные процедуры все больше стала напоминать систему США. В результате проведения реформ большинство национальных научно-исследовательских институтов превратились в административно независимые институции (Independent Administrative Institutions (IAIs)), которым так же, как и университетам, были даны достаточно широкие права самостоятельного управления. На фоне значительного усиления охраны прав на интеллектуальную собственность была введена система технологического трансфера, основанная на принципе обладания университетами правами на патенты на изобретения, созданные на средства бюджета. С 1998 г. университетам для продвижения интеллектуальной собственности было дано право создавать свои собственные организации по технологическому лицензированию. Сегодня практически все университеты имеют такие организации. Правительство стимулировало развитие кооперативных процессов между университетами, национальными лабораториями и промышленностью, а также инкубацию новых фирм при этих организациях. С 1999 г. действует система правительственных исследовательских грантов, поддерживающих совместные тагетированные исследования университеты - промышленность. Для профессоров университетов были ослаблены ограничения, накладываемые на их участие в производственной деятельности компаний, особенно если дело касалось технологического трансфера. С целью поощрения проведения ИиР в промышленности был модернизирован налоговый кредит. Он стал выдаваться в зависимости не от годового прироста затрат, а от годового объема затрат на ИиР. Кроме того, с 2003 по 2005 гг. при проведении ИиР предприятиям давались специальные налоговые скидки. Сменился подход к поддержке малых и средних предприятий (МСП). Они стали рассматриваться как источник предпринимательства, инноваций и рабочих мест. Компоненты новой политики относительно МСП включали в себя специальные гранты на ИиР; долговые гарантии, связанные с инновационной деятельностью; налоговые послабления, большие по сравнению с аналогичными льготами для крупных фирм. Была введена Программа инновационных исследований малого бизнеса, аналог американской SBIR. Насколько действенными оказались данные реформы? С одной стороны, они привели к достаточно ощутимым результатам. Так, стали расти затраты компаний на ИиР. В период с 2001 по 2005 гг. количество заявок на патенты от университетов возросло более чем в 2.25 раза (с 641 до 8527). Количество зарегистрированных национальными 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz