Север и рынок. 2013, N 4.

В.М.Полтеровича [5]. Суть этого предложения заключается в переходе к парадигме развития, основанной исключительно на имитации в России уже известных инноваций, то есть речь идет, по сути, об инвестиционной стадии развития. 2. Стадия развития на основе технологической имитации Инвестиционная стадия (или стадия имитации известных нововведений) часто трактуется как естественный переход от ориентации на базовые ресурсы. Для нее характерны: • интенсивные инвестиции в квалифицированную рабочую силу, технологии, исследования и разработки (ИиР); • передача иностранных технологий в неовеществленной и овеществленной формах; • создание потенциала абсорбции и адаптации технологий; • имитация и инкрементальное улучшение нововведений; • конкуренция на основе улучшенных потребительских свойств. Инвестиционная (или имитационная) стадия развития странами, ей следовавшими, часто рассматривалась как самодостаточная [6]. Надо сказать, что с 1960-х гг. вплоть до начала 1990-х гг. имитационное развитие приносило свои плоды. Благодаря ему многие страны, в том числе и страны нового индустриального развития, добились экономического процветания. Успех этого пути развития во многом основывался на налаженном цикле взаимодействия между рынками и процессом имитации, усовершенствованием известной продуктовой инновации. Факторами, определяющими действие этого механизма, служили: высокая эластичность спроса и достаточно низкая себестоимость производства [7]. Они обеспечивали успешное действие обратной связи: растущий спрос порождал у производителей стимулы бороться за дальнейшее снижение себестоимости производства и цен, что, в свою очередь, стимулировало потребителей к увеличению спроса. Низкой себестоимости производства продукта можно было добиться за счет использования качественной, но относительно дешевой рабочей силы. Но по мере повышения уровня экономического благосостояния страны действие этого национального ресурсного фактора нивелировалось, а использование источников более дешевой рабочей силы за рубежом не всегда давало необходимый эффект в условиях высокой конкуренции. Снижение себестоимости продукта становилось возможным только за счет организации быстрого процесса абсорбции и адаптации новых «подхваченных» технологий и их усовершенствования, то есть в основном за счет процессных инноваций. Второй составляющей успеха в условиях высокой конкуренции являются продуктовые инновации (хотя бы инкрементального характера), создаваемые на базе имитируемых технологий, позволяющих сформировать предложение, на какое-то время недоступное для воспроизведения конкурентами. Наиболее простой путь к созданию такого предложения - выпуск технологически сложного наукоемкого продукта, инкрементальная новизна которого обеспечивается за счет создания его закрытой архитектуры на основе известных, но, может быть, несколько улучшенных компонент. Это конкурентное преимущество - закрытая архитектура продукта, представляющая собой ноу-хау фирмы, - требует тщательного контроля стадий реализации интегрированной технологии. Чтобы осуществлять этот контроль, участники цепи добавленной стоимости должны быть связаны достаточно жесткими отношениями, как правило, в рамках одной вертикально интегрированной корпорации. При этом в силу преимущественно инкрементального характера инноваций основные научно-исследовательские ресурсы сосредоточиваются на конце исследовательского цикла - на стадии фирменных прикладных исследований и разработок. Поэтому инновации в рамках данной парадигмы носят, как правило, инженерный и закрытый характер. Наиболее успешно описанный механизм создания и поддержания конкурентных преимуществ национальных компаний в свое время был реализован в Японии. Он обеспечивал технологические преимущества страны во внешнем мире в течение достаточно долгого времени. Но, в начале 1990-х гг. после взрыва «экономических пузырей» ситуация значительно изменилась. Последнее десятилетие двадцатого века оказалось провальным для японской экономики: страна вошла в длительную рецессию. Причины этого явления описаны в работах [8, 9]. Особо следует отметить японские фирмы, утратившие технологические способности, обеспечивающие успех на рынке [10]. 3. Стадия, основанная на собственных нововведениях Эту стадию целесообразно рассмотреть на примере Японии, перед которой встала проблема: как сформировать постимитационную национальную инновационную систему (НИС), способную 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz