Север и рынок. 2013, N 4.
насыщение финансового и товарного рынка области, сохранение рабочих мест на предприятиях и социальные гарантии. В 2009 г. из фонда ОЭЗ было реализовано два проекта модернизации стоимостью 15 млн руб., в 2010 г. из фонда ОЭЗ было профинансировано семь проектов на 57.5 млн руб. [5]. Объем инновационной продукции наиболее наглядно демонстрирует развитие инновационной деятельности в каждом конкретном регионе (табл.5). Таблица 5 Объем инновационных товаров, работ и услуг, млн руб. Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2007 г., % Республика Коми 10450.0 10830.0 1408.4 8830.3 28696.3 275 Архангельская обл. 116.9 208.5 679.5 1024.5 576.1 493 Мурманская обл. 276.9 244.6 345.8 792.5 295.6 107 Ханты-МансийскийАО 9807.0 13698.0 3377.3 17890.2 59617.9 608 Ямало-Ненецкий АО 997.5 1869.1 1462.4 7289.3 10016.3 1004 Республика Саха (Якутия) 713.1 4752.9 3051.4 2184.7 1339.3 188 Камчатский край 293.9 2.6 4.8 34.0 164.6 56 Магаданская обл. 100.0 863.1 1370.3 2397.0 2031.8 2032 Чукотский АО 131.6 118.2 83.0 186.9 10.9 8 Регионы Севера 22886.9 32587.0 11782.9 40629.4 102748.8 449 Российская Федерация 958928.7 1103365.5 934589.0 1243712.5 2106740.7 220 Из табл.5 видно, что отрицательную динамику объема инновационной продукции показывают только Камчатский край и Чукотский АО. Все остальные северные регионы показали положительную динамику развития этого показателя, причем довольно неплохую. Именно за счет этого темпы роста объема отгруженной инновационной продукции в северных регионах в целом опережают российский показатель в 2 раза. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на Севере России существует объективная необходимость и возможности для развития инновационного потенциала. Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научно технической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять инновационными процессами на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам. Вместе с тем в столь прямолинейном подходе нет необходимости, поскольку одни и те же инструменты работают неодинаково в различных условиях. Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы с учетом накопленного мирового опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в конкретных условиях инструменты управления и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Иными словами, следует определить рычаги экономического управления, которые позволят выйти на траекторию инновационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов [6]. Представляется, что в настоящий момент наиболее универсальными рычагами для российской экономики в целом и северных регионов в частности являются следующие: • развитие венчурных механизмов освоения нововведений; • создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий; • повышение инновационного потенциала региона путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов; • более широкое использование возможностей привлечения иностранных инвестиций в экономику области [7]. Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масштабах государства является выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них и не используемых в полном объеме научно технических ресурсов. Даже более благополучные регионы обычно нуждаются в повышении инновационного потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в них предприятий, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования и расширения масштабов деятельности новых фирм), привлечение филиалов крупных компаний, в том числе зарубежных. Последнее 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz