Север и рынок. 2013, N 3.
- переподготовку специалистов по невостребованным специальностям в связи с угрозой безработицы; - разработку образовательных программ для лиц пенсионного возраста, способных эффективно трудиться (для военных - пенсионеров, отдельных категорий граждан). Требуется совершенствование форм взаимодействия научных организаций, высших учебных заведений и предприятий, таких как: - научно-образовательных центров; - центров передовых технологий на базе объединения вузовских и академических научных коллективов; - совместных испытательных баз предприятий, вузов и научных организаций; - научных и технологических парков; - бизнес - инкубаторов; - центров трансфера технологий. Для повышения качества образования и подготовки специалистов учреждениям высшего профессионального образования, функционирующих на Севере, необходимо активизировать различные виды деятельности, в т.ч.: - проведение фундаментальных исследований, финансирование которых возможно за счет федерального бюджета или получения грантов, выделяемых отечественными или зарубежными научными фондами; - укрепление связей с другими научными организациями, в первую очередь Институтами РАН, которые будут способствовать сбалансированному сочетанию научной и образовательной деятельности. - выполнение работ на хоздоговорных началах с организациями и предприятиями реального сектора экономики, которое может рассматриваться в качестве перспективного потенциала вузов в сфере развития прикладных разработок и последующей их коммерциализации. - формирование ключевых элементов инновационной инфраструктуры. В Законе указано, что организации, входящие в систему образования, должны принимать участие в проведении совместных научных исследованиях, осуществлять фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере образования, а также совместно осуществлять инновационную деятельность. Авторы предлагают рассмотреть применение и такой формы повышения квалификации работников Арктической Зоны как корпоративное обучение. Корпоративное обучение — это система внутреннего обучения сотрудников предприятий, выстроенная в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающая все уровни руководителей и специалистов. Данная форма может быть разделена на несколько составляющих: - самообразование сотрудников; - долгосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со стратегическими задачами компании; - краткосрочное обязательное образование сотрудников, вызванное необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне; - краткосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со стратегическими задачами фирмы. В последнее время наблюдается повышенное внимание к корпоративному обучению. Затраты прогрессивно развивающихся компаний на обучение сотрудников несоизмеримы с затратами на оплату труда. В ведущих фирмах мира до 10 процентов рабочего времени отводится на повышение профессионального уровня работников [4]. Такое обостренное внимание менеджмента предприятий к обучению внутри фирмы связано с тем, что в условиях конкуренции некомпетентные работники приносят предприятию прямые убытки, а пригласить новых специалистов сложно. С помощью формы корпоративного обучения крупные предприятия могут решать следующие основные задачи: - сократить время адаптации молодых специалистов и новых сотрудников к условиям их работы в предприятии; - ускорить освоение работниками производственных обязанностей; - минимизировать время и затраты на повышение квалификации персонала; 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz