Север и рынок. 2013, N 3.

Новый всплеск негодования среди субъектов малого и среднего бизнеса вызвали законодательные нововведения федерального центра - установление повышенных тарифов по страховым взносам. Рост уровня нагрузки ощутили все субъекты хозяйствования, но в большей мере субъекты малого предпринимательства, функционирующие в условиях специальных налоговых режимов. С 2013 года повышение страховых тарифов распространилось и на индивидуальных предпринимателей. Первое потрясение было вызвано ужесточением условий продажи алкогольной продукции. Результатом стало закрытие 38% функционирующих ларьков, а также перепрофилирование 20% ларьков на продажу непродовольственных товаров. Затем увеличение вдвое - с 17208 до 35665 руб. в год - обязательных взносов в Пенсионный фонд полностью дестабилизировало деятельность предпринимателей и сделало их нерентабельными. Выборочный опрос 300 предпринимателей, который провела «Опора России», показал, что более 65% из них свернули планы по развитию, 50% увольняют сотрудников, почти всюду снижают заработную плату (Источник : Nord news). По данным ФНС России за три месяца 2013 г. работу прекратили более 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. В Мурманской области нововведениями были полностью перечеркнуты результаты работы органов власти и общественных организаций по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, включающие создание 400 индивидуальных предпринимателей в связи с реализацией программы «Шаг за шагом», а также создание только за полтора месяца 2013 г. более 700 индивидуальных предпринимателей в связи с разработкой и принятием на территории региона обновленной патентной системы. За два первых месяца 2013 г. после введения повышенных обязательных взносов в Пенсионный фонд более 1200 чел. сдали свидетельства и перестали осуществлять предпринимательскую деятельность. Ситуация подсказывает, что следует более внимательно просчитывать последствия от принятия управленческих решений и использовать дифференцированный подход к установлению размера взносов в зависимости от результатов экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, применять льготы, которые должны устанавливаться исключительно на научной основе. Проблема не в количестве льгот, как замечают специалисты, а в их разборчивости. Кроме того, государству необходимо определиться - чем является для него малый и средний бизнес? Либо это инструмент управления занятостью населения, либо это поставщик налоговых поступлений? И в соответствии с выбором строить свою политику по отношению к малому бизнесу. Курс Правительства РФ на стимулирование инноваций, повышение конкурентоспособности экономики регионов ставит новые задачи в управлении малыми формами хозяйствования, которые нашли свое отражение в долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 гг. Однако при выполнении новых задач нельзя забывать о решении проблем уже существующих и спонтанно возникших. Литература 1. Васильев А.М., Храпов В.Е. Особенности формирования цен на электроэнергию в России и их влияние на развитие малого бизнеса. // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: изд-во КНЦ РАН. 2011 (28). № 2. С.13-16. 2. Кобылинская Г.В. Особенности формирования структуры финансирования инвестиций в регионах СЗФО // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: изд-во КНЦ РАН. 2009 (24). № 3. С.151-154. 3. Костюкевич В.Ф. О прогнозе кадровых потребностей экономики и социальной сферы Мурманской области и подходах к формированию контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования. Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/news/files/doklad.pdf 4. Постановление Правительства Мурманской области от 01.10.2012 г. N 496-ПП «О долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы». Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011. Режим доступа: http://www.en.nisse.ru/ 6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М. 2011. 990 с. 7. Результаты сравнительного анализа предпринимательского климата в муниципальных образованиях Мурманской области. Режим доступа : http://opora51.ru/klimatt.html 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz