Север и рынок. 2013, N 3.

- структурная основа, предполагающая организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образовании; - инновационная основа, обеспечивающая интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с реальным сектором экономики с целью активизации инновационной деятельности в северных регионах. Авторами рассмотрены две группы задач, необходимые для решения проблем подготовки специалистов. Первая группа связана с обеспечением инновационного характера базового образования, где основными вопросами являются: - обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование интегрированных научно-образовательных структур; - обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи теоретических знаний и практических умений; - развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата. Вторая группа связана с созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, где основными вопросами являются: - создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; - поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; - создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования. Общей проблемой для зоны Севера является практическое отсутствие инновационных образовательных технологий обучения, ориентированных на выпуск специалистов, знания которых соответствовали бы требованиям развития отраслей и комплексов народного хозяйства Севера. Необходимо расширять практику разработки и внедрения инновационных образовательных программ и образовательных технологий. Их внедрение в образовательный процесс протекает с большими трудностями по целому ряду причин, где основной их них является отсутствие среди ученых и специалистов единого мнения о понятии «инновации в образовании» и их классификации. Авторами рассмотрены варианты классификации инноваций в образовании, основные из которых следующие [2]: - инновации, меняющие содержание образования; - методические инновации; - инновации в формах контроля образовательных достижений обучающихся; - административные инновации. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (далее - Закон) расширены требования к использованию инновационных технологий, основные из которых [3]: - специфика образования в настоящее время предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, прежде всего инновационных. - инновационные технологии в высшем учебном заведении - технологии, основанные на нововведениях. - использование инновационных технологий позволяет повысить количество образования и его качество, а, следовательно, возможность повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. В Федеральном законе по сути и не конкретизированы направления, которые должны содействовать обеспечению повышения качества подготовки специалистов и не сформулированы особенности системы образования для специалистов, работающих в зоне Севера. В рамках экономической системы послевузовского образования следует предусмотреть: - поддержку образовательных программ в направлении повышения квалификации специалистов и овладения смежными специальностями; 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz