Север и рынок. 2013, N 3.

Породившая мечту потребность в течение латентного периода также развивалась, чтобы превратиться в момент г0 в актуальный мотив. Формировавшийся подспудно мотив в этот момент активизируется и становится движущей силой реальной деятельности, направленной на достижение цели. Эта трансформация обусловлена накоплением критического количества информации о средствах достижения цели, которыми субъект располагает в данный момент (прагматической информации I B). Под информацией здесь понимается совокупность знаний, способствующих достижению цели и касающихся совершенства навыков и умений субъекта; физических, энергетических, интеллектуальных и психических ресурсов его организма; возможности получения посторонней помощи; времени, требующегося для организации необходимых для достижения цели действий и т.п. Дело в том, что в процессе мечтаний прагматическая информация не остаётся постоянной. Её количество у индивида постепенно увеличивается. Происходят изменения в окружающей среде (появляются различные достижения, способствующие приближению осуществления мечты), в обществе (проявляется большая заинтересованность проблемой), да и в самом человеке (развивается его духовный мир, он приобретает необходимые знания, новые умения и навыки). Поэтому следует приять, что I B = I B ( г ) - возрастающая функция. Обозначим символом I B0 количество прагматической информации, существующей в момент г0 начала действия мотива, а символом А - критическое значение прагматической информации, необходимое для актуализации мотива. Тогда условие его актуализации записывается как В момент г = г0 субъект ощутил, что уже располагает достаточной для начала деятельности прагматической информацией. Согласно общей теории целеполагания [1] возникает эмоция, сопровождающая выделение энергии, необходимой для построения бинарного отношения «мотив - цель». Благодаря этому внутри нашего П-пространства формируется новая пара элементов, управляющая процессом целенаправленной деятельности и одновременно его стимулирующая. Развитие ситуации переходит в новый этап, обозначенный на рис. 1 цифрой II. Это уже этап целенаправленной деятельности. При анализе подобного рода целеполагания важно знать продолжительность латентного периода I, т.е. величину г0, поскольку от этого зависит планирование будущей деятельности. Совершенно ясно, что точное определение продолжительности латентного периода не представляется возможным в силу стохастического характера развития как внешней среды, так и самого человека. Однако, приближенная оценка величины г0 вполне возможна. Прогнозирование продолжительности латентного периода Окончание латентного периода связано с достижением необходимого количествоа прагматической информации. Поэтому и определять продолжительность этого периода следует с помощью прогнозирования появления средств, необходимых для трансформации мечты в цель. Факт появления одного из таких средств мы назовём событием. Событиями могут быть, например, следующие факты: «Индивид зачислен в высшее техническое учебное заведение», «Индивид завоевал общественным доверие», «Собственная фирма производственного характера создана» и т.п. Появление каждого из событий несёт в себе некоторое постоянное количество прагматической информации I Bj , где j - номер события. Она включается в общее количество прагматической информации I B = I B ( г ) , уже накопленной за счёт свершения предыдущих необходимых для появления цели событий. Поэтому имеет место отношение способствующее выполнению равенства (1). Например, если мы выявили n событий, достаточных для завершения латентного периода некоторой цели, то справедлива формула (1) (2) n 2 I Bj = I B 0 = A. (3) 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz