Север и рынок. 2013, N 3.

Не каждая мечта содержит в себе цель. Для отличия интересующей нас мечты от иных разновидностей этого психического феномена мы назовём её целесодержащей мечтой. Из этого и следует, что появление генеральных целей в первую очередь следует искать в целесодержащих мечтах. Формирование высокой цели Несмотря на многовековый интерес людей к проблеме мечты, этот феномен и сегодня во многом остаётся за пределами непосредственных научных изысканий. Его исследования отрывочны и часто связаны с решением иных психологических проблем. Необходимо признать, что несмотря на всю важность этого понятия и до сих пор отсутствует четкое представление о побудительных механизмах мечтаний, о влиянии мечты на личность индивида, о её роли в становлении профессиональной ориентации человека. Остаются без ответа и другие вопросы, связанные с этим феноменом. Мечта - созданный воображением образ чего-либо важного и для мечтающего индивида желанного, того что расположено в отдаленном будущем и в данный момент недоступно. Мечта обычно содержит и образ самого индивида как успешного участника этого будущего. Мечты представляют собой важный фактор познавательной и творческой активности как отдельных людей, так и человеческих сообществ. Они появляются тогда, когда нереализованное желание порождает напряжение, которое отчасти снимается благодаря исполнению желания хотя бы в воображении. Мечта реализует и иные функции. Среди них выделяют формирующую, компенсаторную, насыщающую, побуждающую, а также функцию целеполагания [3], которая в данном исследовании интересует нас в первую очередь. Дело в том, что существует разновидность мечты, способной к овеществлению благодаря своему превращению в цель реальной деятельности. Способ развития целесодержащей мечты и выдвижения высоких целей представляет предмет как научного, так и практического интереса. В работе [3] проанализированы обстоятельства, при которых мечтание становится первой стадией цикла человеческой деятельности, завершением которого является достижение высокой цели. Показано, что полный путь от зарождения мечты до появления вызванной ею цели состоит из двух этапов (рис.1). Рис.1. Этапы постановки и достижения высокой цели: I - латентный период существования высокой цели в форме мечты; I I - явный период существования высокой цели; т = 0 - момент появления мечты, т0 — момент завершения латентного периода, т1 — момент достижения высокой цели Примем, что мечта зародилась в момент времени т = 0. Отрезок времени, обозначенный римской цифрой I, мы называем латентным (от лат. latentis - скрытый, внешне не проявляющийся) этапом существования высокой цели. На этом этапе сама цель ещё не оформилась. Не обеспеченная необходимыми ресурсами мечта существует в своей чистой форме абстрактного не связанного с реальной деятельностью П-пространственного образа. Она закреплена в личности, поддерживается некой потребностью, однако мотив её достижения ещё отсутствует. Под психическим образом мы понимаем образ предмета, ситуации, движения, ощущения, психического образования и т.п., расположенный в имманентном для индивида пространстве психических образов. Это «вместилище» мы называем кратко П-пространством [2]. В момент т0 латентный период заканчивается тем, что под воздействием некоторых обстоятельств формируется бинарное отношение «мотив - цель». Для индивида этот процесс проходит «плавно» и малозаметно, поскольку стимул не появляется неожиданно. Он здесь давно известен. Целью становится уже существующий предмет мечтаний. С течением времени для индивида он делался всё ярче и привлекательнее постепенно приближаясь к тому, что мы называем целью. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz