Север и рынок. 2013, N 3.
С каждым годом все большей популярностью среди субъектов малого предпринимательства пользуется система субсидирования, которая обеспечивает частичную компенсацию расходов субъектов малого и среднего предпринимательства по отдельным видам хозяйственной деятельности. Значительный рост активности такого вида поддержки отмечен в 2011 г. Если в 2010 г. было рассмотрено 103 заявки и назначена субсидия 96 нуждающимся, то в 2011 г. из 140 заявителей удовлетворены были 140 единиц из числа предпринимательского сектора (из материалов департамента экономического развития Мурманской области). Меняется также структура субсидируемых договоров. В 2010 г. наибольшая доля (82,8%) приходилась на субсидирование затрат по договорам кредитования (займа, кредитной линии) в части оплаты процентной ставки за пользование кредитом на реализацию инвестиционных проектов, а 9,6% договоров заключалось с целью субсидирования затрат финансовой аренды (лизинга) в части оплаты услуг лизингового процента, а также в части оплаты первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования. В 2011 г. удельный вес договоров, приходящихся на погашение кредитов сократился на 30%, а по лизингу, наоборот, вырос более чем на 13%. В 2012 г. отмечается существенное преобладание субсидируемых договоров по лизингу, доля которых достигла 80,5% от общего объема всех заключенных договоров. Повышенный интерес субъектов малого и среднего предпринимательства к лизинговым операциям обусловлен, с одной стороны, высокой изношенностью основных фондов и необходимостью модернизации производства, с другой - недостаточностью собственных средств как источника финансирования капитальных вложений и низкой привлекательностью малого бизнеса для вложения внешних инвестиций [2]. Несмотря на то, что объемы инвестиций в основной капитал малых (на 56,6 млн руб.) и средних (на 416,2 млн руб.) предприятий возрастают (по сравнению с 2010 г.), в сравнении с другими регионами уровень инвестирования здесь низок, о чем свидетельствует 69 место, которое заняла Мурманская область по показателю объема инвестиций в основной капитал МП, исчисленного на душу населения (табл.2). Таким образом, современная система мер государственной поддержки предпринимательского сектора в Мурманской области охватывает широкий перечень финансовых и нефинансовых инструментов, способствуя достижению малым бизнесом положительных эффектов. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в регионе показывает рост оборота малых и средних предприятий с 110,6 млрд руб. в 2010 г. до 137,3 млрд руб. в 2011 г. За 2011 и 2012 гг. было создано 1596 и 1760 субъектов малого и среднего предпринимательства соответственно. Количество рабочих мест увеличилось в 2011 г. на 530, а в 2012 г. на 580 единиц. Рост предпринимательского сектора обеспечил увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему региона (на 100 млн руб.) [4]. Несмотря на положительную динамику показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства и в дельнейшем необходимо продолжить совершенствование условий и поиск наиболее приемлемых мер поддержки для развития предпринимательского сектора, поскольку они все еще не являются идеальными. Результаты исследования, проведенного общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» среди руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и предпринимателей из сорока регионов Российской Федерации [5], показали, что сложности с приобретением земельных участков и подбором складских помещений, низкая доступность новых энергетических мощностей и высокие тарифы на электроэнергию [1] явились причиной снижения рейтинга региона в оценке его бизнес-климата. Мурманская область заняла только 22 место из 40 возможных [5]. Задействование в программах поддержки лишь 3% субъектов малого предпринимательства характеризует не только трудности в доступе к участию в мероприятиях, но и низкую активность работы региональных администраций. Сами предприниматели сдержанно оценивают их деятельность: около 90% респондентов высказываются о недостаточном внимании органов власти и управления к малому бизнесу. При этом ими отмечается высокий уровень коррупции в системе государственных органов. Более 53% респондентов наблюдают коррупционное давление при получении господдержки (субсидий, помещений на льготных условиях и др.), 53% - выделении земли, 44% - доступе к государственным и муниципальным заказам [5]. По результатам 2011 года наиболее значимыми препятствиями для развития бизнеса предприниматели области называют: низкий уровень обеспеченности персоналом требуемой квалификации (37%), спад спроса (37%) и низкая доступность финансовых ресурсов (34%). Уже в 2012 году проблема падения спроса становится не столь актуальной, на первый план выходит проблема нехватки персонала требуемой квалификации. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz