Север и рынок. 2013, N 3.

Комплексное управление прибрежными территориями в рамках стратегий и программ устойчивого социально-экономического развития прибрежных муниципальных образований определяет формирование сбалансированного подхода к решению задач устойчивого демографического развития. Устойчивое развитие как страны, так и муниципального образования представляет собой стратегически направленный процесс развития, отвечающий вызовам, возникающим в глобальном мире, обеспечивающий неопределенно долгое сохранение и приумножение природного, культурного, человеческого, социального, финансового и физического капитала, базирующийся на социально ответственном участии всех представителей социума в его развитии, а также на справедливом распределении результатов этого развития [1, 2]. Основным фактором сохранения и приумножения человеческого потенциала является устойчивое демографическое развитие, сопровождаемое государственной демографической политикой, представленной в «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» [3] и в других нормативно-правовых документах федерального уровня, которые были приняты в 2007-2012 годах. Реализация Концепции осуществляется в три этапа: первый - 2007-2010 гг., второй - 2011­ 2015 гг., третий - 2016-2025 гг. На первом этапе реализации демографической политики предполагалось сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных демографических тенденций, снизить темпы естественной убыли населения. За 2007-2011 гг. численность населения Терского муниципального района уменьшилась на 479 чел. и составила на 1.01.2012 г. 6044 чел. Снижение численности населения в этот период было обусловлено миграционным оттоком и естественной убылью (депопуляцией) населения, доля которых соответственно составила 54,9 и 45,1%. Масштабы миграционного оттока и естественной убыли населения значительно снизились по сравнению с предыдущим пятилетним периодом (2002­ 2006 гг.) миграционного оттока в 2,7 раза (с 0,7 тыс. чел. за 2002-2006 гг. до 0,26 тыс. чел. за 2007­ 2011 гг.), естественной убыли в 2,3 раза (с 0,5 тыс. чел. за 2002-2006 гг. до 0,22 тыс. чел. за 2007-2011 гг.). Оценка социальной эффективности государственной и региональной демографической политики за 2007-2011 гг., исследование демографических тенденций и проблем в Терском районе проводились по индикаторам, принятым для диагностирования устойчивости воспроизводства населения: «коэффициент старения населения», «суммарный коэффициент рождаемости», «младенческая смертность», «условный коэффициент депопуляции», «ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении», в сопоставлении [4]: • с базовым (2006 г.) уровнем реализации первого этапа демографической политики РФ, принятым для сравнений «Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г.»; • с предельно-критическими значениями индикаторов устойчивого демографического развития, принятыми в мировой практике для диагностирования устойчивости процесса воспроизводства населения; • с показателями, достигнутыми в целом по региону за анализируемый период; • с демографическими показателями, которые были заявлены в программных документах федерального уровня на прогнозируемый период (этапы реализации Концепции). Исследование процессов воспроизводства населения Терского муниципального района за период реализации государственной и региональной демографической политики (2007-2011 гг.) по индикаторам устойчивости воспроизводства показывает позитивность их изменений (табл. 1). Динамика по индикатору устойчивости воспроизводства населения - «коэффициенту старения населения» (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения) в Терском районе характеризуется значительным снижением с 13,7% в 2006 г. до 10,3% в 2011 г., но по-прежнему остается старше средне-регионального уровня (соответственно составлявшим 8,1 и 8,8%). Коэффициент старения населения в Терском районе в 2006 г. превышал предельно-критическое (11%) значение, принятое в мировой практике для диагностики устойчивости процесса воспроизводства населения, а в 2011 г. имел уже значение ниже предельно-критического уровня. Эти изменения никак нельзя назвать позитивными, так как они обусловлены в основном высокой смертностью в прибрежном районе по отношению к средне-региональному уровню. Более детальное исследование возрастной структуры показывает, что доля женщин фертильного возраста (15-49 лет) в районе самая низкая - 21,4%, в среднем по Мурманской области - 25,8%, и в тоже время одна из 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz