Север и рынок. 2013, N 3.

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются двенадцать показателей, представленные в табл.1. В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 737 [9] перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально­ экономического развития субъектов Российской Федерации не производились. Количество используемых для комплексной оценки уровня социально-экономического развития частных индикаторов, представляется, недостаточным для объективной оценки уровня социально­ экономического развития субъектов Российской Федерации. Среди используемых для комплексной оценки показателей, должны быть учтены не только базовые индикаторы, оказывающие видимое влияние на уровень социально-экономического развития, но также и показатели не столь явно влияющие на уровень социально-экономического развития. Совокупность менее значимых показателей может оказать существенное влияние на комплексный показатель уровня социально-экономического развития. Вместе с этим следует учесть, что многие индикаторы включают в себя элемент субъективности, что не позволяет говорить об объективной оценке уровня социально­ экономического развития, проводимой по официальной методике. Названная методика основана на расчете базовых индикаторов, которые связываются с коэффициентом уровня покупательной способности, который, в свою очередь, рассчитывается из среднедушевого прожиточного минимума, формируемого субъективным методом. При этом представляется важным при расчете уровня социально-экономического развития использовать лишь объективно полученные показатели. Таким образом, еще одним из основных принципом оценки уровня социально-экономического развития является объективность показателей социально-экономического развития. Кроме расширения перечня частных показателей социально-экономического развития, а также учета их объективности, необходимо также проработать комплекс показателей, которые могут быть сопоставлены с имеющимися у субъектов Российской Федерации собственными полномочиями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем. В настоящий время большинство статических показателей не сопоставимы с полномочиями органов государственной власти в социально-экономической сфере, то есть на их основе нельзя судить о влиянии конкретных полномочии и их совокупности на социально-экономическое развитие субъекта Федерации [1, 6]. Таким образом, объективно оценить имеющуюся модель разграничения компетенции в социально-экономической сфере между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ невозможно. Можно строить предположения и догадки о том, как влияет наличие или отсутствие того или иного полномочия у конкретного органа государственной власти на социально-экономическое развитие конкретного субъекта РФ. Между тем не вызывает сомнения тот факт, что наличие или отсутствие определенных полномочий в социально­ экономической сфере у органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ будет воздействовать на социально-экономическом развитии. В последнее время регионы Российской Федерации приобретают все большую самостоятельность, которая выражается в децентрализации управления и обособленности как хозяйственных, так и финансовых структур. Возникла необходимость формирования новой региональной сферы интересов и ответственности, реализуемых в специфических условиях на конкретной территории. Интересы региона, прежде всего, выражаются в стабилизации воспроизводства, а также сохранении и преумножении накопленного потенциала. В противном случае, при нарушении стабилизации воспроизводства, возникает вероятность перехода региона в разряд депрессивных. Процесс восстановления подорванного потенциала региона весьма сложен, требует больших временных и финансовых затрат. В то время как при устойчивом развитии региональные интересы реализуются в наибольшей степени. Поэтому на современном этапе перед региональными органами встала задача поддержания определенных параметров социально-экономического развития за счет внутрирегиональных ресурсов. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz