Север и рынок. 2013, N 3.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются двенадцать показателей, представленные в табл.1. В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 737 [9] перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально экономического развития субъектов Российской Федерации не производились. Количество используемых для комплексной оценки уровня социально-экономического развития частных индикаторов, представляется, недостаточным для объективной оценки уровня социально экономического развития субъектов Российской Федерации. Среди используемых для комплексной оценки показателей, должны быть учтены не только базовые индикаторы, оказывающие видимое влияние на уровень социально-экономического развития, но также и показатели не столь явно влияющие на уровень социально-экономического развития. Совокупность менее значимых показателей может оказать существенное влияние на комплексный показатель уровня социально-экономического развития. Вместе с этим следует учесть, что многие индикаторы включают в себя элемент субъективности, что не позволяет говорить об объективной оценке уровня социально экономического развития, проводимой по официальной методике. Названная методика основана на расчете базовых индикаторов, которые связываются с коэффициентом уровня покупательной способности, который, в свою очередь, рассчитывается из среднедушевого прожиточного минимума, формируемого субъективным методом. При этом представляется важным при расчете уровня социально-экономического развития использовать лишь объективно полученные показатели. Таким образом, еще одним из основных принципом оценки уровня социально-экономического развития является объективность показателей социально-экономического развития. Кроме расширения перечня частных показателей социально-экономического развития, а также учета их объективности, необходимо также проработать комплекс показателей, которые могут быть сопоставлены с имеющимися у субъектов Российской Федерации собственными полномочиями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем. В настоящий время большинство статических показателей не сопоставимы с полномочиями органов государственной власти в социально-экономической сфере, то есть на их основе нельзя судить о влиянии конкретных полномочии и их совокупности на социально-экономическое развитие субъекта Федерации [1, 6]. Таким образом, объективно оценить имеющуюся модель разграничения компетенции в социально-экономической сфере между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ невозможно. Можно строить предположения и догадки о том, как влияет наличие или отсутствие того или иного полномочия у конкретного органа государственной власти на социально-экономическое развитие конкретного субъекта РФ. Между тем не вызывает сомнения тот факт, что наличие или отсутствие определенных полномочий в социально экономической сфере у органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ будет воздействовать на социально-экономическом развитии. В последнее время регионы Российской Федерации приобретают все большую самостоятельность, которая выражается в децентрализации управления и обособленности как хозяйственных, так и финансовых структур. Возникла необходимость формирования новой региональной сферы интересов и ответственности, реализуемых в специфических условиях на конкретной территории. Интересы региона, прежде всего, выражаются в стабилизации воспроизводства, а также сохранении и преумножении накопленного потенциала. В противном случае, при нарушении стабилизации воспроизводства, возникает вероятность перехода региона в разряд депрессивных. Процесс восстановления подорванного потенциала региона весьма сложен, требует больших временных и финансовых затрат. В то время как при устойчивом развитии региональные интересы реализуются в наибольшей степени. Поэтому на современном этапе перед региональными органами встала задача поддержания определенных параметров социально-экономического развития за счет внутрирегиональных ресурсов. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz