Север и рынок. 2013, N 3.

в 3 раза. Затраты на содержание тепломагистрали от АТЭЦ до г.Апатиты в течение одного года (с 2014 г.) увеличиваются в 25 раз. Другими словами, потребителям города Апатиты предлагается оплатить значительную часть расходов на строительство тепломагистрали Апатитская ТЭЦ - г.Кировск (рис.6). Обещание не повышать тариф более чем на 8-10% ежегодно для потребителей Апатитов (с 1526 руб/Гкал в 2013 г. до 2091 руб/Гкал в 2020 г. при максимально возможном тарифе 1502 руб/Гкал с учетом инвестиционной составляющей в тарифе, принятом ПКР), которые на протяжении нескольких лет будут оплачивать значительную часть расходов этого инвестиционного проекта, вряд ли является для них достаточно убедительным аргументом. Заявленное в проекте улучшение экологической обстановки выполняется применительно к г.Кировск, однако не оценивается воздействие на экологию г. Апатиты дополнительных выбросов АТЭЦ (известно, что предприятия теплоэнергетики и, в частности, ТЭЦ входят во вторую - среднюю - группу производств по степени экологической опасности [12]). Добавим здесь, что одним из отрицательных последствий известных структурных преобразований электроэнергетики для регионов Европейского Севера РФ явилась сложность согласования интересов всех участников «энергетической цепочки» от производителей до потребителей энергии в условиях невозможности конкурентного рынка электрической и тепловой энергии [13]. Рис. 6. Схема взаимодействия потребителей и предприятий теплоэнергетики по бизнес-плану проекта «Строительство тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ до ЦТП г.Кировск» Поскольку во всех случаях инвестиционные затраты оплачиваются конечными потребителями, можно сделать следующие выводы: 1. При реализации проектов повышения энергоэффективности в условиях рыночных отношений ключевыми являются финансовые показатели потенциальных выгодоприобретателей, иногда имеющих разнонаправленные векторы интересов. 2. Уровень противоречий между потенциальными выгодоприобретателями-интересантами (производителем и потребителем, заказчиком и инвестором) определяется выбором метода финансирования инвестиционных программ. 3. Критериями оптимальности для предприятия могут быть максимизация прибыли или его стоимости, а для потребителей - сбалансированность спроса и предложения. Литература 1. Победоносцева В.В., Победоносцева Г.М. Инвестиционные решения при освоении территорий Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: изд-во КНЦ РАН. 2012 (29). № 1. С.24-26. 2. Компания «ТрансСервис» всегда проводит анализ конъюнктуры рынка! Режим доступа: http://mazutbirum.ru/dinamika2007-2009.html 3. Победоносцева В.В. Механизмы финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики // Научное издание. Труды Кольского научного центра РАН, 1/2012 (8). Энергетика, выпуск 4. 130 с. С.92-102. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz